Содержание
-
-
-
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); - сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; - готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; - знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие; - умение работать со схемой слова, предложения.
-
Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте И проблемам в школе
-
задачи в процессе обучения грамоте
формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
-
РАЗВИТИЕ: общей и мелкой моторики координации движений пространственно-временные представления чувство ритма зрительно-пространственные представления фонематической системы
-
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования. Фонематическая система включает в себя следующие компоненты: фонематический слух фонематическое восприятие фонематическое представление фонематический анализ и синтез
-
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов. Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»
-
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных).
Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Если ребёнок искажает, заменяет, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
-
Фонематическое восприятие-это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: 1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова. 2. Умение выделять первый и последний звук в слове. 3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове. 4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
-
Фонематические представления
способность придумывать слова с заданным звуком (в начале, в конце, в середине слова)
-
Фонематический анализ и синтез
Фонематический (звуковой) анализ – операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Фонематический (звуковой)синтез – операция мысленного составления (объединения) элементов (фонем) в различные звукокомплексы.
-
Грамотная речь – это залог жизненного успеха ребенка
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Консультацию подготовила : учитель-логопед Суворова Елена Васильевна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.