Содержание
-
Магистерская диссертация на тему:«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе профилактики аддиктивного поведения»
Выполнила: Константинова М.В., группа 781 М Научный руководитель: Жукова М.В.
-
Актуальность
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
-
Цель работы:
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы внеурочной деятельности по профилактике адддиктивного поведения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
-
Объект исследования:
процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
-
Предмет исследования:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе профилактики аддиктивного поведения.
-
Гипотеза:
уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысится, если в учебный процесс внедрить программу внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения.
-
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание и структуру коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 2. Рассмотреть аддиктивное поведение как психологический феномен, его причины и виды. 3. Обосновать возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе профилактики аддиктивного поведения. 4. Экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
-
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
•потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; • позитивное отношение к процессу сотрудничества; • ориентация на партнера по общению; • умение слушать собеседника.
-
Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий:
коммуникация как взаимодействие (интеракция); коммуникация как кооперация; коммуникация как условие интериоризации.
-
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко)
-
Причины аддиктивного поведения:
дисфункциональность семьи; личностные особенности (возрастные, характерологические); психические особенности; школьная дезадаптация; воздействие асоциальной неформальной среды.
-
Профилактическая работа должна включать три обязательных компонента:
образовательный; психологический; социальный.
-
Для изучения уровней сформированности коммуникативных универсальных действий мы применили следующие методики:
•«Рукавички» (Г. А. Цукерман) •«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») •«Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
-
Распределение баллов по уровням
-
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы
-
Распределение испытуемых по уровням сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества
-
Распределение испытуемых по уровню сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий
-
Распределение испытуемых по уровню сформированности действий, направленных на учет позиций собеседника (партнера)
-
Программа внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения «Мы и наше здоровье»
-
Задачи курса:
1. создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек; 2. формирование ценностных установок на здоровый образ жизни; 3. формирование отрицательного отношения к вредным привычкам; 4. выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки младшим школьникам.
-
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы
-
Распределение испытуемых по уровням сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества
-
испытуемых Распределение испытуемых по уровню сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий
-
позРаспределение испытуемых по уровню сформированности действий, направленных на учет позиций собеседника (партнера)партнера).
-
Сравнительный анализ исходных и итоговых результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.
-
В результате внедрения программы во внеурочную деятельность уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысился.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.