Содержание
-
Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
-
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Образовательные стандарты второго поколения Высокие требования общества Общение – ведущий вид деятельности подростков Проблема дефицита культуры речи Реальный уровень сформированности коммуникативных навыков Противоречие поиск средств формирования коммуникативных УУД Самообразование, изучение теоретических аспектов проблемы Применение новых технологий обучения Участие в работе проектных групп Сотрудничество с педагогическим сообществом (публикации, семинары, открытые мероприятия) Включение учащихся в различные формы работы (проекты, конкурсы, кружки, олимпиады)
-
Актуальность личного вклада в развитие образования
Определение роли русского языка как учебного предмета («Фундаментальное ядро содержания общего образования») Модель выпускника («Планируемые результаты освоения ООП») Переход учащихся 5 классов на новые стандарты в 2015 году. Обеспечение преемственности при переходе из начального звена. Поиск средств формирования УУД(в том числе коммуникативных)
-
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.) Концепция совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества (В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) Труды педагогов (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.)
-
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. К коммуникативным УУД относятся:
-
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение); функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют); ситуативность (ролевая организация учебного процесса); новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения); принцип по «нарастающей»: от простого к сложному. личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
-
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. Задачи: - выявить средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы и ввести их в педагогическую практику; - создать необходимые условия для формирования коммуникативных УУД на уроках; - развивать готовность и способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию
-
Ведущая педагогическая идея
Личностное развитие, полноценная социализация школьников в XXI веке невозможны без целенаправленного формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий.
-
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Проектная и исследовательская деятельность учащихся Парная и групповая формы работы Нестандартные задания Дискуссия Театрализация Работа с текстом Игровая деятельность Внеклассная работа по предмету Средства формированияУУД
-
Диапазон личного вклада в развитие образования
Системность работы по формированию коммуникативных УУД учащихся (уроки русского языка и литературы, внеурочная деятельность, подготовка к олимпиадам, конкурсам, занятия в кружке). Комбинирование различных методов и технологий при достижении поставленной цели.
-
Результативность деятельности и достигнутые эффекты
Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время, использование коллективных форм работы обеспечивает: развитие творческих способностей учащихся; появление большего интереса к изучению предмета; выявление потенциальных возможностей каждого ученика; реализацию ведущей возрастной мотивации – общения; развитие самостоятельности, уверенности в себе; повышение успеваемости.
-
Позитивная динамика качества знаний учащихся и уровня обученности.
-
-
-
Победы учащихся в конкурсах, олимпиадах
Школьный уровень Муниципальный уровень
-
-
Транслируемость практических достижений деятельности
Публикация методических и дидактических материалов в сетевом педагогическом сообществе. Выступления на заседаниях ШМО, педагогических советах. Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Опыт имеет адресную направленность: учителя русского языка и литературы, начинающие работу по ФГОС.
-
Трудности и риски: -затруднения при создании игровых ситуаций, организации дискуссий в классе с несплоченным коллективом; -риск поддаться «занимательности» учебного процесса в ущерб принципу научности; - трудности в связи с отсутствием разработанной системы оценки сформированности коммуникативных УУД; Пути выхода из затруднений: - развитие доброжелательных взаимоотношений в коллективе; -разумное использование игровых моментов и занимательных заданий; - разработка и внедрение системы оценки уровня сформированности УУД.
-
Литература
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-вообразования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.