Содержание
-
Семинар на тему:«Особенности образовательной деятельности»«Образовательная ситуация»
Выполнила: Евдокимова Елена Александровна воспитатель средней группы МБОУ СШ №7 Филиал «Детский сад №10 «Улыбка» 2016г.
-
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: Игровую; Познавательно-исследовательскую; Двигательную; Художественно-эстетическую.
-
В ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена - Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
-
Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственной организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т.д.).
-
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
-
Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.
-
-
Виды образовательных ситуаций: игровые образовательные ситуации реально-практические условно-вербальные.
-
-
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. Образовательные ситуации используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.
-
Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
-
Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов: Подведение дошкольников к противоречию Рассмотрение различных точек зрения Создание ситуаций выбора Провокации Проблемные задачи Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.
-
Структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности. Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.
-
С чего начинается образовательная ситуация? Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог: Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание. демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.
-
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
-
Педагогическое сопровождение процесса обучения. Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
-
Завершение образовательной ситуации. Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.