Содержание
-
Педагогический проектФормирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность(5-11 классы)
Автор проекта: Савенкова С. В.
-
В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий уроков литературы и русского языка. Ильин Е.А.
-
Аннотация проекта
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике. Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В проекте раскрыты содержание и назначение интеграционной модели формирования духовно-нравственной личности школьников в деятельности образовательного учреждения посредством православного компонента. Проект содержит технологию, включающую подходы, принципы, методы, приемы, ориентированные на поиск путей повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития школьника. В работе обоснована необходимость изучения церковно-славянской грамоты с целью постижения духовного смысла русского языка, рассмотрены методические проблемы изучения литературы (выявление подходов и способов прочтения, толкования и интерпретации текстов литературы в контексте православной культуры).
-
Цель
Повысить эффективность формирования духовно-нравственных качеств обучающихся, основанных на традиционных отечественных культурных ценностях православия. Возрастная категория, на которую рассчитана цель проекта - 5-11 классы
-
Задачи
Рассмотреть теоретические основы изучения литературы, русского языка в контексте традиционной религиозной культуры православия; разработать технологию внедрения православного компонента в уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность, направленную на повышение воспитательных возможностей урока; обеспечить реальные условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся, ценностно-смысловых жизненных установок и навыка рефлексии; проанализировать эффективность собственной деятельности с точки зрения полученных результатов.
-
Предметные области , в рамках которых проводится проект
Русский язык, литература, МХК, элективный курс «Основы православной культуры» (в перспективе)
-
Ведущая идея проекта
Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы позволит осуществить целенаправленное формирование духовно-нравственного развития учащихся, повысить качество знаний по предмету и создать условия для воспитательной среды.
-
Способы интеграции православного компонента в уроки русского языка и литературы
введение языкового материала духовно-нравственной тематики; использование отрывков из литературных произведений, стихотворений православного миросозерцания; анализ пословиц, поговорок, притч; обращение к Священному писанию; включение сведений из истории языка; изучение этимологии слова; изучение церковнославянского языка.
-
Применяемые технологии
технология РКМЧП(Темпл Ч., Уолтер) технология проектной и исследовательской деятельности личностно-ориентированные технологии проблемное обучение информационно-компьютерные технологии
-
Материальные объекты
-
Интеграционная модель
Результат апробации – положительная динамика познавательных мотивов учащихся 11 класса (психологические исследования по методикам «Шкала социально-ситуационной тревоги автора О. Кондаша, «Характерологический опросник» К. Леонгарда). Снижение уровня личностной тревожности у 75 % учащихся (2012- 2013 учебный год). По экспертной оценке классных руководителей и педагогов (анкета М.В. Бодунова) у большинства учащихся отмечается повышение уровней: активности(90%), доброжелательности (85%), добросовестности и ответственности(90%), настойчивости(78%)
-
Этапы
Теоретический этап: (2011-2012гг) – углубленное изучение теоретико-методических основ проблемы, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся в ходе урочной и внеурочной деятельности. Практический этап: (2012-2013гг) – реализация проекта в режиме развития (проведение открытых уроков на уровне школы, выступление с докладами на ШПОУ, ГПОУ, городских семинарах). 2013-2014гг – реализация в режиме функционирования.
-
Партнеры
-
Ожидаемые результаты и социальный эффект
-
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект является адаптированным для введения в средние общеобразовательные школы. Может быть использован в любом общеобразовательном учреждении. В настоящее время разрабатывается программа факультатива «Духовно-нравственная православная культура» для 10-11 классов.
-
Информационные источники
1. Аксиомы религиозного опыта // Журнал Московской патриархии. 2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1997. 3 Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990. 4. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. – М.: Флинта, 1999. 5. Берхин Н. Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н. Б. Берхин. // Советская педагогика. – 1989.- № 3. 6. Дунаев М. М. Православие и русская литература в 6 частях. – М.: Христианская литература, 2001. 7. Ильин И. А. Основы христианской культуры. / И. А. Ильин – СПб., 2004. 8. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России 21 века. – М.: Наука, 1999. 9. http://www/proshkolu.ru 10. http://numi.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.