Содержание
-
Развитие интеллекта и творческого воображения дошкольников
Из опыта работы педагога –психолога ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол структурное подразделение- детский сад «Сказка» ЕвсеевойТатьяны Олеговны
-
«Ребенок – непризнанный гений Средь буднично –серых людей» М. Волошин
АКТУАЛЬНОСТЬ Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Однако, в современных ДОУ в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети с ускоренным умственным развитием, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей не ведется, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается.Для развития общей одаренности дошкольников внашем детском саду было решено своевременно выявить детей с предпосылками одаренности, и провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей. Для решения этой задачи была разработана модифицированная программа познавательно - интеллектуальной направленности «Одаренные дети» на основе программы В.И. Ковалева «10 шагов к успеху».
-
Цель
Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные образовательные потребности, посредством игр и упражнений.
-
Задачи
Развивать познавательную сферу, знакомя с окружающей действительностью, произведениями художественной литературы. Развивать эмоционально-чувственную сферу, воспитывая адекватность эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной и отрицательной окраской. Формировать способности к самостоятельному творчеству в условиях произвольно данной деятельности.
-
Основные принципы развивающей работы
Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается). Принцип вовлеченности детей в работу, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается. Принцип доступности. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
-
Методические приемы
Совместная творческая деятельность. «Подвязывание» одной сказки к другой. Прием сквозного прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений. Использование схем, карточек –моделей, кроссвордов.
-
Средства, условия достижения цели, выполнения поставленных задач
Для определения базового уровня развития способностей детей, отслеживания динамики изменений проводится предварительная и итоговая скрининг – диагностика развития психических процессов, творческого мышления у детей. Комплекс занятий (25) направлен на развитие творческого мышления, воображения, основных мыслительных операций у детей. Групповые занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, воспитателями групп – 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Групповые занятия проводятся в игровой форме, в форме интеллектуально-познавательных викторин. Индивидуальная работа проводится педагогом-психологом 1 раз в неделю (продолжительность 10 минут).
-
Прогнозируемые результаты
Повышение уровня развития творческого мышления, воображения. Активизация мыслительных способностей. Повышение познавательной активности.
-
Оценка результатов работы
Проводится на основе сравнительного анализа данных диагностического обследования креативных способностей детей по модифицированному варианту методики Е.П.Торренса «Дорисовывание фигур» (модификация О.М.Дьяченко) и когнитивных способностей по методике Д. Векслера.
-
Диаграмма показателей интеллектуального развития детей подготовительных к школе групп №9 и №12(Программа В. Ковалева «Одаренные дети»)В основе мониторинга: методика Д. Векслера
-
Диаграмма показателей уровня развития воображения детей подготовительных к школе групп № 9 и № 12В основе мониторинга: методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко)
-
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Мониторинг итогов работы выявил увеличение количества детей с высоким уровнем развития интеллекта (с ОИП - 115 до ОИП – 118) икоэффициента оригинальности мышления ( с Кор – 27 до Кор – 50)
-
Выводы
Анализ итогов работы позволил сделать вывод о том, что благодаря продуманному педагогическому воздействию у детей активизировалось развитие творческого воображения и мыслительных способностей. Возросло желание узнать новое и развивать свои способности.
-
Методическое обеспечение
Адаптированный вариант методики Д. Векслера Модифицированный вариант методики Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур» ( модификация О.М. Дьяченко)
-
Литература
Ковалев В.И. Развивающие игры.10 шагов к успеху/ М.: «Просвещение»,2000 г. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет / Волгоград: «Учитель», 2010 г. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет/ М.: АСТ «Астрель», 2003 г. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / М.: «Генезис», 2005 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.