Содержание
-
Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшего образования Московской области«Московский государственный областной гуманитарный институт» Московский областной центр дошкольного образования
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль Итоговый практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями» Проект выполнен слушателем курсов повышения квалификации Смородиновой Евгенией Константиновной Воспитателем МДОУ д/с №1 «Аленка» г. Талдом 2014 г.
-
Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиямв будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
-
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
-
Социальное партнёрство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (И.А. Хоменко)
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
-
Цель проекта: создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Задачи: Создать документационное обеспечение взаимодействия с семьей на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ; Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы педагогов; Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-
Составленный мной план взаимодействия с родителями предусматривает параллельное просвещение родителей и развитие и взаимодействие с детьми в ДОУ в соответствии с образовательными областями.
Перспективный план взаимодействия с родителями Средняя группа 2014-2015 гг
-
сентябрь
1.Совместная подготовка к учебному году. Наглядная информация: «Режим дня», «Интересные занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами»,«Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Что должно быть в шкафчике?», « Наши именинники», «Нам 4 года!», «Объявления!». Цель: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. Индивидуальная работа: беседы по подготовке детей к учебному году. Обновление группового инвентаря, участка. Ответственный: воспитатели, старший воспитатель, специалисты. 2. Консультация «Портфолио дошкольника». Наглядная информация: образцы портфолио, папка оформления, объявление. Цель: предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио. Индивидуальная работа: рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада. Ответственный: воспитатели. 3.Фоторепортаж «Воспоминания о лете!». Наглядная информация: выставка, оформление. Цель: поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Индивидуальная работа: помощь в оформлении, выборе информации. Ответственный: родители, дети. 4. Родительское собрание «Азы воспитания», подготовка к учебному году, задачи на год, родительские договора и правила детского сада, знакомство с комплексом оздоровительных мероприятий в детском саду. Наглядная информация: объявление, статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»,«Оздоровление детей в детском саду», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья?», «Начинаем учиться вместе!». Цель: ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. Индивидуальная работа: анкетирование «Пожелания на год!» Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ. Ответственный: медработник, воспитатели.
-
Октябрь
1.Благотворительная ярмарка «Дары осени». Наглядная информация: объявление, приглашения, выставка – ярмарка урожая, тетрадь отзывов. Цель: совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу. Индивидуальная работа: помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для урожая Ответственный: родители, воспитатели, дети, ст. воспитатель 2.Консультация « Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр». Наглядная информация: теория консультации, картотека развивающих игр для родителей, объявление-приглашение. Цель: дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок. Индивидуальная работа: ответы на вопросы родителей. Индивидуальный показ кружковой работы с детьми для родителей. Вопросник для детей: «Цвет, форма, величина», для родителей: «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме, величине?». Индивидуальные ответы – рекомендации по приобретению игры для закрепления определённого материала. Ответственный: воспитатели. 3.День добрых дел «Наши меньшие друзья!». Наглядная информация: статьи: «Кормушки и как их сделать!», «Домики от ветра!», и т. д. Цель: привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. Индивидуальная работа: помощь при выборе места для кормушек, установки их, выдача трудового инвентаря Ответственный: родители, воспитатели, дети. 4. Круглый стол «Воспитываем добротой». Родительский форум «Поговорим о нравственности». Наглядная информация: семейные фотографий «От улыбки хмурый день светлей!». Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми». Цель: познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому. Индивидуальная работа: посещение детей дома с наблюдением любой совместной деятельности родителей с детьми. Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев. Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!». Ответственный: воспитатели, родители.
-
Ноябрь
1.«Презентация мяча!» (Совместно с родителями, на прогулке и в группе). Наглядная информация: объявление дня мяча! Статьи: «История мяча», «Национальные игры!». Цель: дать знания детям и родителям об играх с мячом разных народов, их разном виде, особенностях игр с ними. Развивать ловкость, воспитывать уважение к традициям разных национальностей в подвижной игре. Индивидуальная работа: изготовление (из лоскутков с наполнителем) мячей разных национальностей. Советы по отработке игровых моментов с детьми мячом. Ответственный: воспитатели, родители помогают. 2.Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…» (к неделе здоровья). Наглядная информация: приглашение, литература об охране здоровья. Статья "Наши привычки – привычки наших детей". Цель: приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре. Индивидуальная работа: предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях. Спортивная одежда. Ответственный: воспитатели, дети, родители. 3.Проект «Необычный мяч!». Наглядная информация: оформление проекта. Подбор игр с мячами разных народов и национальностей. Фотогазета «Как мы бережем здоровье!». Цель: заинтересовать родителей совместно – спортивной деятельностью с детьми, воспитывать жизненную активность у детей и родителей. Индивидуальная работа: совместная организация фотогазеты, индивидуальное прочтение проекта заинтересованных и не участвующих родителей Ответственный: воспитатели, дети, родители. 4.Фоторамка: «Портрет моей мамочки» к Дню матери! (28, последнее воскресенье ноября). Наглядная информация: выставка творческого оформления рамок – самоделок с папами для мамочек! Групповая газета «Для мамочек!», статья «Как оформить фоторамочку!». Цель: порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей. Индивидуальная работа: помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты. Призыв к участию всех мужчин группы! Ответственный: мужчины, дети.
-
Декабрь
1.Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!», «Как организовать выходной день с ребенком”. Наглядная информация: сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!», «Играем дома» (картотека игр для родителей), статья «Активный отдых!». Цель: поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. Индивидуальная работа: предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком. Ответственный: воспитатели, родители. 2.Родительское собрание «Правовое воспитание», подготовка к утреннику, согласие о совместном активном отдыхе в выходной, объявление конкурса. Наглядная информация: статьи: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?». Цель: познакомить родителей с Декларацией прав ребёнка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей. Индивидуальная работа: анкетирование родителей и детей - "Семья глазами ребёнка" по правовому воспитанию. Индивидуальные беседы по вопросам родителей. Ответственный: воспитатели, ст. воспитатель, муз. руководитель. 3.Конкурс новогодних кулинарных рецептов. Наглядная информация: объявление. Папка с советами по приготовлению и оформлению новогодних блюд. Дегустация на празднике! Цель: приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость. Индивидуальная работа: индивидуальные советы по участию в конкурсе, работа с родительским комитетом по проведению конкурса и дегустации. Ответственный:родители. 4.Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!». Наглядная информация: «Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех! Цель: развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Индивидуальная работа: приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала, задания: сценки, стихи. Ответственный: воспитатели, родители, дети.
-
Январь
1.Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! (В праздничные дни). Наглядная информация: фотостатья: «Как и что можно построить для зимних игр!», объявление- приглашение. Цель: развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом. Индивидуальная работа: строительство с семьями зимних построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их. Ответственный: воспитатели, родители, дети, помощник воспитателя. 2.Марафон «Добрых дел мастера!». Наглядная информация: объявление, поощрение – снежинки, возможный перечень добрых дел, календарь марафона. Цель: приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других! Индивидуальная работа: ведение календаря добрых дел, разъяснения родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы, решение с родительским комитетом наград. Ответственный: воспитатели, дети, родители. 3.Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». Наглядная информация: статья «Чему учит сюжетно–ролевая игра!». Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями. Цель: познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах. Индивидуальная работа: просьба в совместном рисунке с ребёнком дома выяснить : «Кем я хотел бы стать!». Ответственный: воспитатели. 4.Театрализованная деятельность - презентация театров. «Вечера в семейной гостиной!» Наглядная информация: статьи: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?». Цель: приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость. Индивидуальная работа: изготовление театров, репетиции с участием родителей и детей. Родительский форум на доске гласности. Поход в театр (запись). Ответственный: муз. руководитель, воспитатели, дети.
-
Февраль
1.Тематическая выставка: "Рисуем вместе с папами". Наглядная информация: статьи: "Растим будущего мужчину", «С помощью чего можно рисовать!». Цель: приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность. Индивидуальная работа: советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник Ответственный: папы, дети. 2.Оформление фотовыставки: "Наши замечательные папы". Наглядная информация: оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества. Валентинка с сюрпризом для родных руками ребёнка. Цель: развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам. Индивидуальная работа: подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет. Наглядная информация: приглашение, «Проводы зимы!», «Вкусные блины!», сбор соломы для масленицы. Ответственный: мамы и дети, воспитатели. 3.Масленица. Цель: приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника. Индивидуальная работа: сбор соломы, изготовление Масленицы, заказ родительским комитетом на кухне блинов. Ответственный: воспитатели, муз. руководитель, родители, дети, помощник воспитателя. 4.Дружеская встреча "Спорт, игра, дружба" (Совместный спортивный досуг). Наглядная информация: приглашение, билеты, спорт–девиз! Украшение зала пословицами о здоровье и спорте, подарки папам. Цель: продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично; воспитывать желание порадовать пап своими умениями. Индивидуальная работа: спортивная одежда, подготовка участников – ведущих, подбор спортинвентаря, музыки. Чаепитие. Ответственный: воспитатели, физ. инструктор.
-
Март
1.Тематическая выставка поделок и рисунков: "Рисуем вместе с мамами". Наглядная информация: статья "Растим будущую женщину", «Новые изобразительные техники для творчества!». Цель: приобщение мам к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, инициативу. Индивидуальная работа: советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник. Ответственный: мамы, дети, воспитатели. 2.Оформление фотовыставки: "Самые обаятельные и привлекательные!". Наглядная информация: оформление семейных газет "Мы – мамины помощники". Цель: развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. Индивидуальная работа: подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет. Ответственный: воспитатели, дети. 3.Дружеская встреча "Моя мама – лучше всех" (Совместный игровой досуг). Наглядная информация: приглашение, подарки. Цель: провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным. Индивидуальная работа: заучивание стихов, сценок. Ответственный: муз. руководитель, воспитатели, дети. 4. 27 марта -день театра. Проект «Сказка для всех!». Наглядная информация: приглашение на театрализованный вечер с участием детей и родителей, оформление проекта. Цель: продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру. Индивидуальная работа: репетиции с участием родителей, изготовление атрибутов, подбор музыки и сказок. Ответственный: воспитатели, муз. руководитель, дети, родители.
-
Апрель
1.День смеха. Наглядная информация: от детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!». Цель: продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники. Индивидуальная работа: подбор смешинок, случаев, фото и т. д. Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!». Ответственный: воспитатели, родители, дети, помощник воспитателя. 2.Музыкально–спортивный праздник на улице вместе с родителями: "Весну встречаем - здоровьем тело наполняем!". Наглядная информация: статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма). Цель: развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу. Индивидуальная работа: привлечение к участию в соревнованиях. Консультации о профилактике заболеваемости и об использовании физкультуры и закаливания дома. Ответственный: воспитатели, физ. инструктор, родители, муз. руководитель. 3.Недельная акция «Зачем человеку детство?». Устный журнал для родителей с просмотром видео с обсуждением высказываний известныхотечественных педагогов. Выставка «Наши таланты». Посещение библиотеки с проведением познавательного занятия. Поход в худож. школу на выставку детских рисунков. «Общее дело» (огород). Наглядная информация: видеоролики из жизни детей группы, например фрагменты занятий с детьми, сюжетно-ролевой игры, прогулки. Статья «Это интересно знать!». Цель: познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности; Задуматься об особенностях и закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста; Научить родителей видеть основные закономерности развития ребёнка. Привлекать внимание родителей к детской субкультуре. Индивидуальная работа: анкетирование, индивидуальные беседы по вопросам родителей. Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!». Записи в тетради отзывов. Ответственный: воспитатели, родители. 4.День открытых дверей для родителей. Наглядная информация: статья "Как предупредить весенний авитаминоз". Фотоотчёт «Наши успехи в День открытых дверей!». Приглашение. Список мероприятий в День открытых дверей. Цель: познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно–образовательному процессу. Индивидуальная работа: записи в тетради отзывов. Ответы на вопросы, предложения родителей. Ответственный: воспитатели.
-
Май
1.Итоговое общее родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей". Наглядная информация: Статьи: «Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!», «Что должен знать и уметь выпускник средней группы», «Как организовать летний отдых детей», «Летний санбюллютень». Цель: дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. Индивидуальная работа: анкетирование, беседы по диагностике, консультации специалистов. Список игр и литературы на следующий год. Ответственный: воспитатели, мед. работники, специалисты. 2.«День именинника!» (К Дню семьи) 15 мая. Наглядная информация: презентации портфолио, фотогазета «Настоящие золотые рыбки!». Цель: сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить положительные эмоции от встречи. Индивидуальная работа: работа с родительским комитетом: подготовка чаепития, подарков, игр. Ответственный: воспитатели, родители, помощник воспитателя. 3.Поход «Семейное путешествие». Наглядная информация: статьи: «Живой» отдых!», «Как организовать удачное лето?», «Бывает ли отдых интересным и полезным!?». Цель: привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями. Индивидуальная работа: доска гласности для выбора места отдыха группы. Сбор необходимых вещей для похода. Автобус. Ответственный: воспитатели, родители, старший воспитатель. 4.Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. Наглядная информация: статьи: « Наши зелёные друзья!», «Клумбы «радости!», «Зелёный уголок у дома!». Цель: привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. Индивидуальная работа: подбор цветов, растений для участка, высадка огорода, покраска участка и т. д. Ответственный: воспитатели, родители, завхоз.
-
Результатами проекта являются:повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
-
Список используемойлитературы
«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» Линка-пресс, Москва, 2001. Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика». Лагутина Н.Ф. «Детский сад как открытая развивающая система» Детский сад от А до Я. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» М:АРКТИ, 2004. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Москва, 2004. Интернет-ресурсы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.