Содержание
-
ПРОЕКТкраеведческой работыпо ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Тверского костюма«Секреты Тверского костюма»
воспитатель МБДОУ общеразвивающего вида д./с. «Улыбка» Писаренко Н. П.
-
Тип проекта:
педагогический долгосрочный
-
Обоснование и актуальность проекта Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно. Сложность возникает в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего отечества.
-
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
-
Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца.
-
Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё.
-
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
-
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
-
Анализ положения состояния краеведческой работы в группе до разработки проекта.
-
Результаты диагностикиуровня знаний детей на начало 2008 годасредний уровень-10% низкий уровень-90%
-
Результаты анкетирования родителей. (ознакомление детей с народной культурой Тверского края) 1.Считаете ли Вы необходимым знакомить детей в дошкольном возрасте с культурой и историей родного края? Да -100% 2.Значимость проведения работы по приобщению детей дошкольного возраста к истории национального костюма (010 баллов) 10 баллов-94% 5 баллов-6% 3.Владеете ли Вы информацией по краеведческой теме «Секреты Тверского костюма»? Да-12% частично-25% нет-63% 4.Что помогает привить ребёнку интерес и любовь к истории родного края? тематические беседы, посещение музеев и фольклорных праздников, познавательная литература, наглядный материал, тематические праздники 5.Какие культурные мероприятия Вы посетили вместе с детьми для приобщения к культуре и истории родного края? Музеи-37% фольклорные коллективы-25% ничего38% 6.Можете ли Вы оказать помощь в сборе информации по краеведческой теме? Да-31% нет-38% не знаю31%
-
После проведения анкетирования семей воспитанников по проблеме было выявлено, что у родителей отсутствует интерес к прошлому национального Тверского костюма. Родители мало интересуются народной культурой родного края, редко посещают музеи, выставки, концерты с участием фольклорных коллективов Удомли. Таким образом, были выявлены следующие проблемы: Отсутствие активных форм и методов краеведческой работы с детьми Отсутствие интереса семей воспитанников к данной проблеме
-
Цель проекта:
Воспитание нравствнно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей Тверского костюма.
-
Задачи проекта:
Создать условия для развития эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации каждого ребёнка Формировать у детей нравственные качества, воспитывать чувство любви к малой Родине на основе знакомства с историческими, культурными ценностями родного края. Развивать личностный потенциал каждого ребёнка в историко-культурной среде своего региона. Расширить знания детей о тверском национальном костюме Формировать социально-нравственные качества: вызывать у детей чувство восхищения красотой и своеобразием родного края. Развивать партнёрские отношения педагогов и семьи в патриотическом воспитании дошкольников через знакомство с Тверским костюмом.
-
Ожидаемый результат. Дети испытывают любовь и чувство уважения, гордости за своих предков. У детей формируется интерес к прошлому Тверского костюма. Вместе с взрослыми проявляют интерес к посещению музеев города, краеведческого уголка ДОУ, Дома ремёсел, к выступлениям фольклорных ансамблей города. Понимают значимость этих организаций, что способствует сохранению исторического и культурного наследия; отражают полученные впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
-
Педагог владеет информацией об истории Тверского костюма. Развивает эмоционально-целостное отношение к истории края (через совместную и самостоятельную деятельность с детьми). Создаёт мотивацию у родителей к сохранению народных традиций; ориентирует родителей на приобщение детей к культуре и истории родного края.
-
Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией о родном крае; поддерживают интерес к историческому прошлому Тверского костюма. Принимают помощь педагога в познании истории и культуры края; поддерживают авторитет педагога в семье, ценят его помощь, помогают в организации встреч, экскурсий.
-
Изучение и анализ программы «Радуга» авторов Т.Н.Дороновой, Т.И.Гризик и др., раздел «Познавательное развитие» показал, что необходимо учитывать региональное компонент в организации работы с детьми по краеведению. В возрасте 4-5 лет программа «Радуга» выделяет четыре направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.
-
Работу по данной теме я начала с изучения педагогической литературы с целью накопления теоретических знаний, вычленения нужной информации для формирования верного подхода к проблеме нравственного воспитания дошкольников.
-
Список литературы Программа «Радуга» «Познаю мир» Т.И.Гризик «Методика морального воспитания детей» С.Г.Якобсон «Нравственное воспитание» «Что было до…» О.В.Дыбина «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева «Народное искусство Тверской земли» Л.Калмыкова «Тверской народный костюм» Г.Л.Маковская Энциклопедия для детей «Праздники, обычаи, традиции» «Чудесный короб» Г.Науменко (р.н.песни, сказки, загадки)
-
Для обеспечения полноценного и своевременного психического развития детей, решения задач по краеведению в группе была создана развивающая среда, доступная восприятию, пониманию детей.
-
формы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, предлагаемые программой «Радуга»:
Беседы Использование наглядного материала Дидактические игры Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы Экскурсии Досуги
-
Для продуктивной и интересной деятельности детей я руководствовалась следующими принципами:
-работу организовывала так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием; -давала детям свободу выбора; -проявляла доброжелательное, заинтересованное отношение к детским наблюдениям; -поддерживала естественный интерес ребёнка к истории края, его любознательность; -работа проводилась в системе.
-
С детьми проводились беседыдля знакомства с историей национального костюма, особенностями вышивки.
«Путешествие в прошлое одежды.» Секрет Тверского национального костюма.
-
«Тверской орнамент»
-
Беседа «Русская народная одежда»(экскурсия в краеведческий уголок ДОУ д./с. «Улыбка»)
-
На занятиях музыки дети познакомились с «Тверской кадрилью», «Тверскими частушками», разучили песню «Весенний хоровод» и музыкально-ритмические движения в хороводе.
-
Психические и интеллектуальные возможности детей среднего возраста не позволяют им полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать информацию. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник, обладатель колоссального опыта, который он передаёт детям в процессе общения и взаимодействия с ними. Для просвещения родителей данной группы по теме я составила план работы, который осуществлялся в течение учебного года
-
Консультации для родителей: «Любовь к Родине» (патриотическое воспитание), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (нравственное воспитание), «Путешествие в старину. История Тверского костюма».
-
Изготовление кукол-скаток.
-
«Встречи с интересными людьми»
-
Результаты мониторингауровня знаний детей за 2008-2009 уч.г.
-
План на следующий учебный год
Провести досуг по познанию с использованием Тверского фольклора Разработать и внедрить детский проект по теме «Секреты Тверского костюма».
-
Награждена грамотой за участие.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.