Содержание
-
«Современныеподходыктрудовомувоспитаниюдошкольников»
-
Цель:СистематизациязнанийпедагоговДОУввоспитаниидошкольниковвтруде. обеспечениеинтегрированногоподходаворганизациипедагогического процессаЗадачи:-Показатьособенноститрудовойдеятельностидошкольников,-раскрытьбольшиееёвозможности для формирования у детей качеств, которые необходимы для жизни вобществе.-Рассмотреть методику организации разнообразной трудовой деятельности ребёнка-дошкольника.-изучитьспецификусодержанияиформтрудовоговоспитаниядошкольниковвусловия ДОУ.
-
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни К. Д. Ушинский
В ФОП и ФГОС ДО предусмотрены позитивные установки кразличнымвидамтрудаитворчества.Включаясьвтрудовыедействия,ребенок кореннымобразомменяетвсепредставлениео себеиокружающеммире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде. Труд должен радоватьребёнка, и наша с вами главная задача - развить это чувство. Мы с вами должны уделятьособоевниманиеразвитиютрудолюбия,ведьпотомприучитьребенкактрудубудет намногосложнее. Практика показывает, что трудовое воспитание - одно из важных направлений в работедошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: - формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
-
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда
-
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детейдошкольноговозрастакразличнымвидамтрудаитворчествабудетуспешен присозданииорганизационныхипсихолого-педагогическихусловийидолженстроитьсясучетомследующихпринципов: -принципаподдержкиинициативыдетейвразличныхвидахдеятельности;-принципасодействияисотрудничествадетейивзрослых,признанияребенка полноценнымучастникомобразовательных отношений;-принципапостроенияобразовательнойдеятельностинаосновеиндивидуальныхособенностей каждогоребенка;-принципаформированияпознавательныхинтересовипознавательныхдействийребенкавразличныхвидахдеятельности;-принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствиеусловий,требований,методоввозрастуи особенностямразвития);-принципаразвивающегообразования(системностиипоследовательности);-принципа новизны (использование новейших информационных технологий);-принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);
-
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя 5 компоненты: мотив, цель, трудовыедействия, планирование,результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). •Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка. Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может убрать посуду со стола, помыть игрушки, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без показа, а по словесному объяснению. Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
-
Трудовоевоспитаниевдетскомсадуосуществляетсячерезследующиевидытруда:Самообслуживание ,Хозяйственно-бытовойтруд, Трудвприроде, Ручнойтруд
Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя(одевание, раздевание, прием пищи, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиеническиепроцедуры. Формирование навыков самообслуживания осуществляется в двух формах: − индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); − групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания). Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию. Но как достичь успеха в формировании навыков самообслуживании? - Предлагаю вашему вниманию шесть уровней помощи взрослого при обучении навыкам самообслуживания: 1 уровень: совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий; 2 уровень: частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам); 3 уровень: взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого; 4 уровень: ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого; 5 уровень: ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одном предмету одежды в нужном порядке); 6 уровень: ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
-
Следующий вид труда – это хозяйственно-бытовой труд - направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организациирежимныхмоментов.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно- бытового труда.
-
Следующий вид труда – это труд в природе - уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка, теплице.Компоненты, которыми овладевают дошкольники в процессе труда в природеОвладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
-
Еще один вид труда - ручной труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Ручной труд требует умения владеть ножницами. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда.
-
В педагогической науке разработаны и вошли в практику такие формы организациитруда детейдошкольноговозрастакак Поручения– задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или несколькимдетям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а такжевоспитательные задачи. К слову, поручение является первой формой организациитрудовойдеятельности (исследованияВ.Г.Нечевой,А.Д.Шатовой). Поручениявнашемдетскомсадуширокоиспользуютсяво всехвозрастныхгруппах. Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяетсяобщественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одногодетейодругих,поэтомуданнаяформаспособствуетразвитиюответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Уже давно стали традиционнымдежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям. Наиболее широкоеприменениеразноговидадежурстваполучаютвстаршейиподготовительнойгруппах.
-
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия трудадетей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитательзаранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детейместе. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использованиеинвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочееместовсегдасодержитсявпорядке,а всеподсобные орудиядля наведенияпорядканаходятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки,щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для трудадетейнаучасткенеобходимодлятого,чтобыправильноорганизоватьдеятельностьдетейвовсесезоны.Предметыдлятруда(лопаты,совки,ведра,лейки,тачки,носилкиидр.) должныбытьудобныдлядетейиизготовленыизлегкого,нодостаточнопрочногои безопасногодляздоровьядетейматериала.Всеоборудованиедолжнобытьвдостаточномколичестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятнаяформа коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядныефартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда,вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видамтруда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручноготруда–ножницы,разныевидытканейдляремонтаиоклеиванияпособий;принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурныхпо столовой– фартуки,косынки,колпаки илипилотки.
-
Еще один важный аспект: обязательно привлекать родителей к решению данной проблемы. Формы и методы работы с родителями: Совместные творческие выставки поделок (скворечников,кормушек, огородов на подоконнике и др.). Оформлениегрупповых комнат кпраздникам. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядныеинформационныематериалы,мастер-классыдля родителей). Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев ) Встречи синтереснымилюдьми (изчислародителей). Итак, какой же вывод мы можем сделать: чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. Что это значит? Предусмотреть, как будет организован труд детей. Определить эффективные формы трудовой деятельности. По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий. Подготовить необходимое оборудование. Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности. Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности, чтобы вызвать чувство удовлетворения, гордости за свой труд.
-
Регулярная и правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты или целевые ориентиры: • повышен интерес к труду; • сформированы навыки совместной деятельности; • расширены представления детей об окружающем; • создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления; • раскрыты склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; • укреплены товарищеские связи; установлены тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения; • Сформировано чувство общественного долга. В соответствии с ФГОС и ФОП, трудовое воспитание в детском саду - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.