Содержание
-
Социальная компетентность детей старшего дошкольного Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность. Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальные компетенции дошкольников предполагают усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построе- ния и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает сле-дующие компоненты : – мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников; соподчинение мотивов во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; ценностные ориентации ребенка; Мотивационно-ценностный компонент отражает мотивы включения ребенка в деятельность, его отношение и заинтересованность – когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности; представления о самом себе и своих особенностях, возможностях (своей индивидуальности); представления о сверстниках и специфике взаимодействия с ними (социокультурных нормах, правилах); представления о нравственных и социокультурных нормах и правилах поведения (жизни) в обществе; знания о равных правах и возможностях людей; понимание детьми особых потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; Когнитивный компонент свидетельствует об овладении ребенком знаниями и представлениями социального характера. – поведенческий, или собственно коммуникативный, − эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе; своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей. включающего умения эффективного взаимодействия со средой (умение контролировать свое поведение, умение действовать в коллективе сверстников (коммуникативные навыки и социальный статус ребенка в группе сверстников); характер усвоения норм поведения. Поведенческий компонент обеспечивает готовность ребенка к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.
-
Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность. В процессе деятельности ребенка происходит процесс освоения социального опыта, а значит для формирования социальной компетентности необходима разнообразная деятельность: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с детьми. В таких видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Взрослый несет информацию ребенку о жизни в обществе, взаимо-отношениях между людьми, своем городе, людях. Дошкольник способен осваивать и понимать информацию о социальном мире. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка определенную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. Именно в игре происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы его поняли другие. А совместное придумывание игр, выбор и создание воображаемой ситуации, распределение ролей – это социальная практика общения, которая необходима дошкольнику в его контактах со сверстниками и взрослыми. Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка. Овладевая трудовыми навыками, дошкольник приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. В трудовой деятельности – он активный преобразователь окружающего мира. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим. В силу специфики возраста проектная деятельность выступает как еще одно средство активного познания окружающего мира, вхождения дошкольника в систему социальных отношений, непосредственного тесного продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать и усваивать знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое отношение к освоенному, замечать проблемы и противоречия в окружающей действительности, искать пути их преодоления. В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила. Для успешного формирования у детей дошкольного возраста в условиях детского сада можно использова такие методы работы как: Индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие индивидуальности и их социализацию; -развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры); Просмотр и обсуждение мультфильмов Чтение художественных произведений, сказок Обыгрывание проблемных ситуаций
-
Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе использования следующих методов, ребенок овладевает новыми социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение мо-жет осуществлять результативную работу по со-циальному развитию дошкольника, формирова-нию у него социальной компетентности опреде-ленного уровня, обусловленного его возрастны-ми возможностями. Условиями успешного формирования социальной компетентности в условиях ДОУ являются общение ребенка со сверстниками и воспитателями, и игровая деятельность детей. Ребенок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребенок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Таким образом, Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Формирование социальной компетентности очень важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей. Библиографический список: Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы вы-явления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной ра-боты [Текст] / В. Г. Бочарова. – М. : Аргус, 1994. – 208 с. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольноеобразо-вание: некоторые итоги размышлений (Концеп-ция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управле-ние в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19. Козлова, С. А. Теория и методика ознаком-ления дошкольников с социальной действитель-ностью [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 160 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.