Содержание
-
Степанова Лариса АлексеевнаТехнологии социальной работы с разными типами семей в ДОУ
Направление подготовки – 040100.62 - Социальная работа Профиль – Социальная работа с разными группами населения (заочная форма обучения) Научный руководитель: Алиева Светлана Викторовна кандидат педагогических наук, доцент
-
2 Актуальностьисследования заключается в том, что семья и ближайшее окружение - это главное звено в системе воспитания ребенка, социализации и удовлетворения его потребностей, обучения, профориентации. Поэтому семья закономерно находится в центре внимания социального работника, а ее проблемы составляют одну из важнейших сфер его деятельности. Цель исследования: выявить сущность и особенности социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с разными категориями семей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Гипотеза исследования: социальная работа с детьми (с нарушением зрения) в дошкольном образовательном учреждении представляет собой помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Деятельность будет успешна, если проведена ранняя диагностика и реабилитация ребенка и его семьи, организован коррекционно – образовательный процесс и эффективная социальная работа с семьей.
-
3 Постановка проблемы определяется противоречием между необходимостью разработки технологии взаимодействия социальных работников с семьями имеющими детей с нарушением зрения и недостаточным изучением этих вопросов в теории и практике социальной работы. Объект исследования:социальная работа в дошкольном образовании. Предмет исследования:технология социальной работы с разными категориями семьей в дошкольном образовательном учреждении. Методы исследования: изучение литературы по проблеме; беседа, наблюдение, опрос, анкетирование диагностика.
-
Основные задачи:
4 1. Выявить сущность и содержание социальной работы с разными категориями семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 2. Определить основные направления социальной работы с разными категориями семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 3. Выявить эффективность технологий социальной работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения № 1020 г. Москвы. 4. Разработать практические рекомендации использования инновационных технологий социальной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении № 1020 города Москвы.
-
5 База исследования – «Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 1020 (127572 Москва, Дубнинская улица, дом 38, корпус 2). В исследовании приняло участие 32 ребенка в возрасте 3 - 4 лет, 32 родителя (из них 25 мам и 7 пап), 4 педагога, психолог, 2 дефектолога.
-
6 Социальная работа – профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленная на решение социальных проблем индивидов и групп общества. Технология социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья – это организм или малая социальная группа общества, это одна из важнейших форм организации личного быта, основанная на супружеском союзе или родственных связях, то есть на отношениях между женой и мужем, родителями и детьми, сестрами и братьями, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета.
-
Основными задачами работы в семьях являются:
7 1.помочь родителям пережить психическую травму; 2.познакомить их с особенностями воспитания и развития слабовидящего ребенка; 3.восстановить семейный статус ребенка; статус личности вообще, что является конечной целью всякой реабилитации.
-
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлась диагностика семей, уровень адаптации детей с нарушением зрения к дошкольному учреждению.
8 Методы исследования на данном этапе:1. Беседа и анкетирование родителей;2. Диагностика межличностных отношений ребенка в семье;3. Диагностика ведущей формы общения детей среднего 4. дошкольного возраста со взрослым по методике М. И. Лисиной;5. Наблюдение за детьми, эксперимент;6. Диагностика степени социальной адаптации ребенка в ДОУ по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;7. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
-
Была проведена беседа и анкетирование родителей, которые позволили разделить семьи, имеющие детей с нарушением зрения на 4 группы
9 Рис. 1. Характеристика семей имеющих детей с нарушением зрения
-
10 Рис. 2. Особенности межличностных отношений ребенка в семье
-
Диагностика ведущей формы общения детей среднего дошкольного возраста со взрослым по методике М. И. Лисиной
11 Рис. 3. Формы общения респондентов со взрослым
-
Рис. 6.Оценка проявления эмоционального состояния детей (до проведения эксперимента)
12
-
Рис. 7. Оценка готовности детей к ДОУ по степени социальной адаптации ребенка (по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.)
13
-
Цель работы на последнем этапе:выявить результаты социальной работы с детьми с нарушением зрения, степень их адаптации и реабилитации в дошкольном учреждении.
14 Рис. 4. Формы общения респондентов со взрослым (контрольная группа) Рис. 5. Формы общения респондентов со взрослым (экспериментальная группа)
-
Рис. 8. Оценка проявления эмоционального состояния детей степени выраженности эмоционального состояния после проведения эксперимента
15
-
В результате исследования мы пришли к следующему выводу:
16 что проведение целенаправленной медико – педагогической работы со слабовидящими детьми в детском саду способствует снижению у них уровня тревожности, развитию саморегуляции, изменению самооценки в сторону адекватности, что в конечном итоге благоприятно сказывается на процессе их адаптации; проведение психологической работы с родителями способствует позитивному изменению стиля их отношения к своему слабовидящему ребенку, что в свою очередь способствовало оптимизации этого процесса.
-
17 Эффективность взаимодействия социального работника с семьей имеющей ребенка с проблемами зрения, проявляется в улучшении психологического климата внутрисемейных отношений между родителями и детьми, усилении чувства уверенности родителей в успешности воспитания своего ребенка, в улучшении взаимоотношений дошкольного учреждения и семьи, в общем повышении ее культуры и образа жизни. Посредством создания и реализации оптимальных условий взаимодействия социального работника с семьей усиливается ее воспитательная функция, что препятствует возникновению многих негативных явлений, и благотворно отражается как на детях, так и на родителях.
-
18 Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.