Содержание
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
-
Вопрос 1. Проблема познания в истории философии. Вопрос 2. Уровни и формы познания. Вопрос 3. Научное познание.
-
Вопрос 1. Проблема познания в истории философии
1. Античность: а) мудрецы признавали способность людей познавать и понимать мир, потому что человеческое познание (субъективный логос), по их мнению, может находиться в согласии с объективным Логосом. Были поставлены проблемы о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, противоречиях, возникающих при осмыслении некоторых реалий объективного мира (апории);
-
б) Сократ и Платон: диалектика и майевтика; в) Аристотель: систематизация мышления при формулировке законов формальной логики; определение ступеней познания: ощущения – память – опыт (эмпирия) – наука. 2. Средние века. Основная проблема познания – соотношения веры и разума. Гносеологическую значимость периода средневековой философии можно обозначить как оттачивание, совершенствование способности мыслить рационально и последовательно, непротиворечиво и в соответствие с правилами и нормами.
-
3. Новое время. Проблемы теории познания в центре внимания философов: разрабатываются научные методы познания и классификации наук (Ф.Бэкон, Р.Декарт); разрабатывается структура познавательного процесса, виды знания и категории, которыми оперирует рассудок в процессе мыслительной деятельности (И.Кант); диалектическая логика и ее категории, триада мышления (тезис-антитезис-синтез) (Гегель); формируется новое направление: иррациональное (А.Шопенгауэр).
-
Вопрос 2. Уровни и формы познания
Познание – это процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
-
Акценты в определении: а) отношение между знанием и деятельностью (всякая человеческая деятельность основана на знаниях); б) не существует истин вообще, истин самих по себе, но только истины – как знаки, посредством которых мы строим свое взаимодействие с природой и другими людьми.
-
Структура познавательной деятельности
Объект познания – это реальность или ее часть, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Субъект – активная сторона процесса познания, тот, кто познает. Средства и условия познания Цели познания
-
Знание – это цель и продукт познания. Знание – это система символов, определенным образом представляющих реальность в мышлении человека. Процесс познания социальный, потому что: существует в мире людей, и его нет в мире природы; это продукт совместного творчества людей.
-
Понятие «знание»: деятельность человека, его способность, умения, навыки, базирующиеся на осведомленности как что-либо сделать; любая познавательно значимая информация; это особая форма отношения человека к миру.
-
Познавательные способности человека
органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); мышление (рассудок и разум); внимание, воображение, память и интуиция (озарение - прямое, не опосредованное ни чувствами, ни мышлением постижение истины).
-
Уровни познания: чувственный
Эмпирический уровень: Ощущение – данные отдельных чувств (к примеру, мы видим цвет, ощущаем тепло или холод, кислый или сладкий вкус); Восприятие – комплексы ощущений, порождающие целостные образы вещей; Представление – образы воспринятых ранее вещей, которые мы можем вызвать в сознании в любое время, подключив память.
-
Различия чувственного и интеллектуального познания
-
Уровни познания: интеллектуальный
Понятия, суждения и умозаключения – это формы рационального знания о вещах, с которыми наше мышление осуществляет различные интеллектуальные операции, которые описываются логикой. Благодаря Канту и исследованиям современных психологов, мы знаем, что уже на ступени чувственного познания мы используем не только органы чувств, но и мышление.
-
Вопрос 3. Научное познание
Наука - это: совокупность особого вида знаний (хранение и передача особого вида знаний о мире); процесс получения знания (инновационная научная деятельность); социальный институт (закрепленная в организованных структурированных формах деятельность людей по получению, обработке, хранению и передаче другим субъектам научного знания).
-
Этапы развития науки:
Донаучное знание (рецептурное, эзотерическое знание Египта, Вавилона, Индии, Китая; Древней Греции, средневековой Европы и арабского Востока); Классический этап становления науки в начинается в XVI-XVII вв. и завершается на рубеже XIX-XX вв. Данный период включает два этапа: этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX – начала XX вв.).
-
Неклассическая наука (ХIX – начало XX вв.) в естествознании совершается научная революция (создается квантово-релятивистская картина мира); Постнеклассический период (середина ХХ в. - настоящее время). Целостная картина мира: все мироздание (общество, человек, биосфера, геосфера, космос) представляют собой единую целостность внутри, а не вне которой находится человек.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.