Содержание
-
«Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях»
Подготовила: Витязева Олеся Валерьевна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 4 2016 город Салехард
-
Нормативные акты, регламентирующие деятельность тьютора
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990. Конституция Росссийской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
-
Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно. Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 (квалификационная характеристика тьютора). Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
-
Письмо Минобрнауки РФ от 07 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Приказ департамента образования ЯНАО от 2.07.2012 № 1663 «Об утверждении Положения о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» Положение по организации инклюзивного образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» от 16.05.2013г № 51-о Приказ о проведении паспортизации МБОУ СОШ № 4 по доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения от 31.12.2015г № 439-о
-
Принципы тьюторской работы
B C A Непрерывность Вариативность Индивидуальный подход Открытость Гибкость
-
Актуальность Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
-
Статистические данные детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в МБОУ СОШ № 4 г.Салехарда
-
Противоречия: Инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования. Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации. Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия: - между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие; - между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам; - между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза; - между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.
-
Недостаточно разработанная нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня; Дефицит финансирования образовательных учреждений; Необходимость учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования; Ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе.
-
Факторы успешности тьюторской деятельности
B C A Наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (доступная среда) Психологическая готовность коллектива ОУ к инклюзии
-
Цели и задачи:
Создание комфортных условий для нахождения в школе конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
-
Проблемы:
Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого высокопрофессионального специалиста; Учитель пока не очень точно представляет, в чем роль тьютора. Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка; Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все; Учитель воспринимает ребенка как непредсказуемого в своем поведении; Некоторые чрезмерно проявляемые интересы и привязанности к какой-либо идее ученика с ОВЗ приводят учителя в растерянность; Восприятие ребенка как «больного»; Учитель не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает школьную программу. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс; Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми.
-
Решение:
Внимательное изучение сопроводительных документов ребенка, особенно психологической характеристики ребенка; Использование увлечений ребенка с особенностями развития как ресурс для повышения мотивации к учебе; Консультации с психологом, деффектологом и родителями об особенностях ребенка; Развитие нормативной базы.
-
Направления работы:
Планирование системы образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учащимися. Сопровождение в рамках ИОП. Мониторинг успешности проводимой деятельности. Помощь учителю в построении эффективного образовательного процесса. Самообразование.
-
Использованная литература:
Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801203, http://perspektiva-inva.ru/index.php?id=296 В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315 Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm Юнеско по вопросам образования, науки и культуры http://www.unesco.ru/ Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2005. Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000 Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования». Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.