Содержание
-
Тьюторские технологии сопровождения детей с ОВЗ и их успешной социализации в условиях педагогической и социокультурной практики подготовил: учитель-логопед Галентовская С.А
-
Меню лекции Определение основных понятий Из истории тьюторства ТКХ Тьюторские технологии Список литературы
-
Инклюзивное образование Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А.Джумагулова, 2001).
-
Определение понятий Тьютор - педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся ИОП; Тьюторант - обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу
-
Определение понятий Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
-
Принципы инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
-
Определение понятий Тьюторская компетентность характеризует педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства; в структуру тьюторской компетентности входят: аналитическая, проективная, конструктивная, ресурсно-инструментальная, контрольно-прогностическая компетенции. Готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся.
-
Определение понятий Тьюториал - форма тьюторского занятия, взаимодействия тьюторанта с тьютором: индивидуальные и групповые консультации по рефлексии, анализу тьюторантами образовательных успехов и трудностей, возникших в процессе разработки и реализации ИОП.
-
Определение понятий Рефлексия- (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Самостоятельность- системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности.
-
Определение понятий Тьюторская деятельность - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося
-
Определение понятий Тьюторская деятельность - направлена на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлектировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативной и иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися ИОП: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений
-
Определение понятий Тьюторское сопровождение - движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную, персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка. Компетентное и продуктивное тьюторское сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек – тьютор.
-
Определение понятий Целеобразование - процесс порождения в сознании человека новых целей как одно из проявлений его мышления; соответствующие образы-представления могут быть транслированы другому субъекту и приняты им как цель собственной деятельности.
-
Из истории тьюторства Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Феномен тьюторства зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах Великобритании и - Оксфорде и Кембридже. В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства не было. В современной ситуации тьюторство помимо элитных учебных заведений особенно интенсивно распространяется в дистантном обучении (в самом массовом обучении в будущем).
-
Тарифно – квалификационные характеристики Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
-
Тарифно – квалификационные характеристики координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий);
-
Тарифно – квалификационные характеристики обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов
-
Тарифно – квалификационные характеристики Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
-
Тарифно – квалификационные характеристики Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
-
Тарифно – квалификационные характеристики Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
-
Тарифно – квалификационные характеристики Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
-
Тьюторские технологии в инклюзивном образовании Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым детям общение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия, ориентированные на потребности этих детей.
-
Тьюторские технологии в инклюзивном образовании Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ сопровождения личности можно рассматривать личностно-ориентированный подход (Г. М. Анохина, Е.В.Бондаревская, Н. А. Морозов, С. А. Рогачев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, Е. Г. Силяева, И.С.Якиманская и др.), в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального и личностного становления.
-
Тьюторские технологии в инклюзивном образовании При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи: создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
-
Цели и задачи в работе тьютора в инклюзивном образовании Цель: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Основные задачи. 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. 2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, микрорайона, учреждений культуры и дополнительного образования, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
-
Успешность включенности ребенка в школьную жизнь определяется с точки зрения егои развития 1. Когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков; 2. Коммуникативной сферы: умения общаться; 3. Эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде; 4. Самостоятельности.
-
Направления и содержание работы тьютора в инклюзивном образовании формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
-
Направления работы тьютора в инклюзивном образовании обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
-
Направления работы тьютора в инклюзивном образовании следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
-
Направления работы тьютора в инклюзивном образовании оказывает помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучении; рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;отвечает на вопросы родителей;
-
Направления работы тьютора в инклюзивном образовании при необходимости адаптирует программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. организует, при необходимости, сопровождение другими специалистами, обеспечивая преемственность и последовательность разных специалистов в работе с ребенком; осуществляет взаимодействие с родителями, включение родителей в процесс обучения; Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
-
Основные направления работы тьютора с родителями в инклюзивном образовании Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы; Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи; Оказание родителям эмоциональной поддержки; Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
-
-
-
-
-
Принципы Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый из обучающихся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него является более необходимым. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания».
-
Принципы Открытостькак специфическое качество системы образования в данном контексте понимается в качестве организационно-педагогического условия. Речь идет о предоставлении возможности самостоятельного выстраивания учащимся своей образовательной программы. Отметим, что открытость отличается от вариативности. Принцип вариативности развивает культуру выбора из готовых, предложенных кем-то вариантов: кружков в дополнительном образовании, факультативов и элективных курсов. Вариативность - принцип выстраивания учебного плана (как компонента программы).
-
Принципы Принцип модульности. Модуль - завершенный цикл деятельности обучающихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (например, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский (его еще называют знаковым, научным), коммуникативный (в центре внимания – общение), игровой (или ролевой – в котором знания получаются через живое действие). Формы работы в научном модуле: от беседы и лекции до освоения технологии учебного исследования. От культуры составления доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа материала в учебных пособиях, составления библиографии и т.п. до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета исследования, выдвижением гипотезы, методов и приемов, планирования работы, анализ и публичная защита полученных результатов т.д.
-
Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учит задавать вопросы, брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах, конференциях. Образовательный опыт можно приобрести, проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене. Задача тьютора – «провести» обучающегося через разные способы работы. Осмыслить успехи и неудачи, путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль».
-
Принципы Следующий принцип – гибкость - проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, неизменная поддержка инициативы в выборе способов деятельности. Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса. Учет принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.
-
Схема тьюторского действия 1. Инфраструктурное расширение: учащийся узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться; учащийся выбирает спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары и конференции и т.п. Чрезвычайно важно: педагог-тьютор не предоставляет готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует карту вместе с ребенком, опираясь на актуальный на данном этапе уровень осведомленности. Случается, что источник информации находится совсем рядом и фактически доступен ребенку, однако тот даже не догадывается о его существовании либо не умеет воспользоваться такого рода услугами.
-
Схема тьюторского действия 2. Продвижение в границах учебного предмета. Проникновение учащегося в разные области знаний. Задачи тьютора: – ввести юного исследователя в культурную традицию; - познакомить с типами специализаций в выбранной области. Например, культурные традиции регионов России, их отличие. В перспективе сопровождение познавательного интереса учащегося, его расширение и углубление, предельно раздвигает, расширяет предметные рамки.
-
Схема тьюторского действия 3. Работа в антропологическом русле. Формирование самосознания. Важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей. Допустим, учащийся планирует стать врачом. Продолжить династию. Задача тьютора – так построить совместную работу, чтобы ребенку стало ясно, с какими трудностями (какие ограничения по здоровью, страхи, например, боязнь крови, физические нагрузки, сложный режим, общение с людьми) придется столкнуться и на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать.
-
Основные этапы индивидуального сопровождения: Сбор информации о ребенке; Анализ полученной информации; Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций; Составление ИОП (индивидуального плана работы с ребенком) Решение поставленных задач; Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
-
Основные этапы индивидуального сопровождения: 1 этап – диагностический: выяснение образовательной ситуации, создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности. Демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические. Разработаны специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, измерение имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Учащийся готовит «Представление» выбранного интереса, рассказ о себе, историю возникновения интереса. В целом работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности.
-
Основные этапы индивидуального сопровождения: Реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-х минутного сообщения во время тьюториала (занятия в минигруппе, не более 15 учеников), классного часа, урока (тьютор поможет договориться с учителем-предметником) до специально оформленной презентации в период Конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т.п. Тьютор не вмешивается, оказывает консультации «по требованию».
-
Основные этапы индивидуального сопровождения: 2. Поектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая «карта» интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Задача тьютора – поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.
-
Основные этапы индивидуального сопровождения: 3. Аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлектировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски.
-
Вместо заключения «…вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010). Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).
-
Литература Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования. Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. http://thetutor.ru/pro/articles02.html Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. М.: Теревинф, 2010. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. //Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. М.:АПКиПРО,2002.с.69.
-
Литература Ковалева Т. М., Кобыща Е. И.,Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю.Профессия «тьютор». М.Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.
-
Литература Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный10-летию тьюторских конференций. 1996–2005. Томск, 2005. Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Томск: РЦРО, 2009.
-
Литература Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс//Щенников С.А., Теслинов А.Г, Чернявская А.Г. и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. Тьюторство: концепции, технологии, опыт // Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций.1996-2005.-Томск, 2005. Школа персонального образования. Руководство для управленцев в сфере образования, педагогов, родителей. – М.: Институт учебника «Пайдейя», -2003.
-
Электронные информационные ресурсы: Информационные ресурсы Минобрнауки РФ: http: // www.ed.gov.ru Информационные ресурсы ИПОП ≪Эврика≫: http: // www.eurekanet.ru Информационные ресурсы Межрегиональной Тьюторской Ассо- циации: http: // www. thetutor.ru
-
Электронные информационные ресурсы: http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциация http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессе ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – Википедия Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htm www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург) www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург) Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
-
Электронные информационные ресурсы: Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- http://ippdrao.ru Форумы, посвященные тьюторству «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281 «Тьютор как зеркало российского образования?!» http://balyasova.livejournal.com/1183.html «Лектор или тьютор» http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08 «Кто такой тьютор?» -http://www.gymnasium4br.ru/tutor/str1.php?PHPSESSID=a813160561e4c68a751f994e1f8566d3
-
Материалы по инклюзивному образованию Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/ Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov Здоровье детей - http://zdd.1september.ru/ - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204 10 общих правил этикета для работников общественных служб (составлены К.Мейер, Национальный центр доступности, США) - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204, http://www.pravmir.ru/invalidy-yazyk-i-etiket/, http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_10ope Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801203, http://perspektiva-inva.ru/index.php?id=296 В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
-
Успешной Вам работы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.