Содержание
-
Инновационные процессы в образованииИнтегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда
Подготовила методист ОМППС высшей категории Щедрова Елена Анатольевна
-
Педагогическая инноватика
Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.
-
Понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании
Новшества Нововведения
-
Новшество @ Нововведение
Новшество Идея Метод Средство Технология Система Нововведение процесс внедрения и освоения новшества
-
Нововведение
Управляет развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны.
-
Инновационный процесс
социально-экономический аспект психолого-педагогический аспект организационно-управленческий аспект Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
-
Составляющие инновационного процесса
Создание Освоение Применение
-
Инновационная деятельность
- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса
-
Функции инновационной деятельности
изменение компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
-
Традиционное соотношение науки и практики
Наука разрабатывает и внедряет в практику Такое понимание противоречит личностно-ориентированному педагогическому подходу, определяющему повышение роли субъекта в проектировании своего образования.
-
Педагогическая инноватика
не в традиционном ключе «внешних воздействий», а в позиции условий обновления образования, происходящего с участием педагогов и учеников.
-
Направления инновационных изменений в педагогике
формирование нового содержания образования разработка и реализация новых технологий обучения применение методов, приемов, средств освоения новых программ создание условийдля самоопределения личности в процессе обучения изменениев образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношениймежду ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.
-
Типология педагогических инноваций
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
-
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
-
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием
-
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
-
5.По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
-
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. 7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
-
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. 9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. 10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
-
Интегрированные занятия, как одна из инновационных форм работы учителя-логопеда
-
Интеграция – объединение, слияниев известных пределах обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. — «полный», «целостный») — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
-
Возможности интеграции:
сокращение количества занятий, снижение объема учебной нагрузки на каждого ребенка реализация коррекционных и образовательных задач через игру развивитие творческих способности и коммуникативных умений активизация познавательной активности формирование коллективных взаимоотношений укрепление психического и физического здоровья детей.
-
Особенности интегрированного занятия
четкость, компактность, сжатость логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры
-
Занятия могут быть с использованием:
сказочных и литературных героев; сказочных сюжетов; разработанных или совместно придуманных игр; воображаемых путешествий, поездок, приключений; элементов сюжетно-ролевых и дидактических игр; тематических праздников; предметных и сюжетных картин, сюжетов и героев мультфильмов.
-
Особенности детей с нарушениями речи
нарушения неречевых функций общая соматическая ослабленность отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов недостаточность фонематического восприятия необходима частая смена, чередование действий
-
На интегрированном занятии оказывается возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.
-
Условия проведения интегрированных занятий
серьезная подготовка всего педагогического коллектива систематичность планомерность согласованность
-
Здоровьесберегающие задачи:
учёт перегрузки обучающихся путём переключения их на разные виды деятельности учёт индивидуальных особенностей, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе уважение к личности ребёнка учёт актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики учёт стиля общения с обучающимися: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку
-
Типы интегрированных занятий
Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед -психолог, логопед – воспитатель, логопед- музыкальный руководитель, логопед- физкультурный работник, логопед - учитель) Использование логопедом методов и приемов работы других специалистов с целью увеличения эффективности логопедического процесса.
-
Сотрудничество различных специалистов
-
Задачи интеграции
координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребёнка совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях образовательного учреждения;
-
возможность систематизацииимеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками, поднятие престижа профессий логопеда, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, объединение представителей этих специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса
-
Модели интегрированных занятий
Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют проблему и совместно разрабатывает систему мероприятийдля ее преодоления.
-
Логопед @ психолог
предмет коррекции: когнитивная и речевая сферы
-
Логопед - Психолог
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребёнка лежат следующие проблемы: несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью речевое недоразвитие сопровождается снижением или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля
-
Логопед - Психологпредмет коррекции: когнитивная и речевая сферы.
развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция высших психических функций активизация познавательной деятельности коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
-
Интегрированные занятия
Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика
-
Логопед - Психолог
Логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция ВПФ этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь являетсясредством развития интеллекта.
-
Логопед @ Музыкальный руководитель
-
Логопед –Музыкальный руководитель
Интегрированные занятия логопеда и музыкального руководителя предполагают взаимодополнение. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.
-
Логопед Музыкальный руководитель
развитие лицевой и артикуляционной моторики развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи развитие просодической стороны речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи формирование правильного дыхания развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность. формирование навыка осознанного восприятия пространства
-
Вариант интеграции с музыкальным руководителем
в работе с детьми 3-5 лет. Занятия проводит музыкальный руководитель, используя методические рекомендации логопеда и приемы логопедической ритмики
-
Методические рекомендации логопеда
Первый год обучения: развитие пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи. формирование чувства темпа. развитие мышечного ощущения направления движения.
-
Второй год обучения: развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений. формирование навыка осознанного восприятия пространства.
-
Третий год обучения: обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики. ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
-
Четвертый год обучения: совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
-
Логопед @ Музыкальный руководитель
На интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется: развитие и коррекция речевой функциональной системы слуховых функций оптико-пространственных представлений праксиса, тактильного гнозиса интеллектуальных и творческих способностей происходит осознание собственных эмоций развитие эмпатии.
-
Логопед - Воспитатель
Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий составление общих планов коррекционной работы с детьми консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности оформление рекомендаций для родителей.
-
Логопед @ Воспитатель
-
Логопед Воспитатель
Развитие речи в целом посредством обогащения представлений об окружающей действительности Развитие грамматических категорий на отрабатываемом учебном материале (например, пересчет предметов от 1до 5 и др.) Развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности Обогащение представлений об окружающем мире, формирование понятий Развитие нравственных качеств личности, этических норм поведения, эстетических и патриотических чувств Формирование учебных знаний, умений и навыков.
-
Интегрированные занятия логопеда и воспитателя Математика ИЗО Окружающий мир Грамматические категории Планирование высказывания Развитие словаря и связной речи
-
Логопед @ Физкультурный работник
-
Логопед Физкультурный работник
Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию. Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за) Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать-семенить-нестись……; высоко-низко, далеко-близко, широкий –узкий и др.) Развитие общей и мелкой моторики Развитие пространственных ориентировок Координации и ритмизации движений Снятие мышечного напряжения
-
Вариант интеграции через выполнение методических рекомендаций
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук Физкультминутки: развитие ориентировки в пространстве и координации движений, улучшение осанки, развитие лексического строя речи, речевого дыхания. Содействие логопедической работе по коррекции речи путём использования различных упражнений, предусматривающих дыхательную гимнастику, сочетание движения и речи Реализация двигательного режима детей
-
Логопед @ Учитель
-
Логопед – Учитель
Интеграция в данном случае будет выражаться в использовании учителем методических рекомендаций логопеда на уроках русского языка, чтения и ознакомления с окружающим миром.
-
Необходимые условия интеграции логопед-учитель:
соответствие подобранного речевого материала изучаемой теме и речевым возможностям детей учитель должен следить за тем, чтобы совершенствовался лексико-грамматический строй речи детей, чтобы предлагаемый материал активизировал их мыслительную деятельность на всех этапах занятия должна развиваться связная речь учащихся предлагаемые задания должны служить реализации задач образовательной программы
-
Например: Окружающий мир, раздел «Природа», тема «Живая и неживая природа»
1. Составить предложение, закончив его: Солнце служит источником тепла и света для ……………………………. Живым существам необходимы ,…………………………………………. 2. Составить предложения из набора слов: Воздух, чувствовать, видеть, нельзя, можно, его, только. Человек, может, воздух, без, секунд, несколько, прожить. 3. Вставить в предложения пропущенные слова: Солнце всходит ____________, а заходит ________________. Вода на морозе _____________, а в тепле ________________. 4. Закончить предложения: Вода загрязняется от того, что…………………………… Чтобы этого не происходило, необходимо ………………………….. Воду нужно использовать бережно, чтобы …………………………………
-
Рекомендации дляуроков русского языка
Обогащение, расширение и уточнение словарного запаса именами существительными, глаголами, прилагательными на материале предложений и текстов. Включение имен существительных, прилагательных, глаголов в различных грамматических формах в предложения и за счет этого создание конструкций различной сложности. Восстановление текстов путем включения имен существительных, прилагательных, глаголов.
-
Создание текстов по опорным именам существительным, прилагательным, глаголам. Учить находить, выделять и затем использовать повторы, выраженные существительными, для связи смежных предложений. Умение заменять имя существительное личным местоимением в смежных предложениях. Использование различных грамматических категорий с целью обеспечения связности текста (как межфразовых средств связи).
-
Пример:
Задание №1. А. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные: Котенок маленький, пушистый. Ручей – прохладный, серебристый. Трава – зеленая и нежная. Зима – холодная и снежная. Подумай, что ты подберешь к словам: Лиса ____________________ Собака __________________ Дождик __________________ Утро _____________________ Еж_______________________ Б. Составить предложения с получившимися словосочетаниями. (Например, Хитрая лиса кур крадет.)
-
Задание №2. Закончить предложения, вставив подходящие по смыслу слова: Сахар сладкий, а горчица ______________ Зимой погода холодная, а летом ___________ Дерево высокое, а куст ______________ Дедушка старый, а внук _______________ Лев смелый, а заяц __________________ Камень тяжелый, а пушинка _____________
-
Вывод:
Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система, имеющая свои цели и задачи.
-
Литература
1.Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73. 2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с. 3.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c. 4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26. 5. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/под ред. Г.А.Волковой. – СПб.:КАРРО, 2005
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.