Содержание
- 
              
            
 Инновационные процессы в образованииИнтегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда Подготовила методист ОМППС высшей категории Щедрова Елена Анатольевна 
- 
              
            Педагогическая инноватикаВопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики. 
- 
              
            
 Понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании Новшества Нововведения 
- 
              
            Новшество @ НововведениеНовшество Идея Метод Средство Технология Система Нововведение процесс внедрения и освоения новшества 
- 
              
            НововведениеУправляет развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. 
- 
              
            Инновационный процесссоциально-экономический аспект психолого-педагогический аспект организационно-управленческий аспект Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. 
- 
              
            Составляющие инновационного процессаСоздание Освоение Применение 
- 
              
            Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса 
- 
              
            Функции инновационной деятельностиизменение компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. 
- 
              
            Традиционное соотношение науки и практикиНаука разрабатывает и внедряет в практику Такое понимание противоречит личностно-ориентированному педагогическому подходу, определяющему повышение роли субъекта в проектировании своего образования. 
- 
              
            Педагогическая инноватикане в традиционном ключе «внешних воздействий», а в позиции условий обновления образования, происходящего с участием педагогов и учеников. 
- 
              
            Направления инновационных изменений в педагогикеформирование нового содержания образования разработка и реализация новых технологий обучения применение методов, приемов, средств освоения новых программ создание условийдля самоопределения личности в процессе обучения изменениев образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношениймежду ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов. 
- 
              
            Типология педагогических инноваций1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. 
- 
              
            
 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др. 
- 
              
            
 3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием 
- 
              
            
 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д. 
- 
              
            
 5.По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). 
- 
              
            
 6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. 7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. 
- 
              
            
 8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. 9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. 10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные. 
- 
              
            
 Интегрированные занятия, как одна из инновационных форм работы учителя-логопеда 
- 
              
            
 Интеграция – объединение, слияниев известных пределах обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. — «полный», «целостный») — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. 
- 
              
            Возможности интеграции:сокращение количества занятий, снижение объема учебной нагрузки на каждого ребенка реализация коррекционных и образовательных задач через игру развивитие творческих способности и коммуникативных умений активизация познавательной активности формирование коллективных взаимоотношений укрепление психического и физического здоровья детей. 
- 
              
            Особенности интегрированного занятиячеткость, компактность, сжатость логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры 
- 
              
            Занятия могут быть с использованием:сказочных и литературных героев; сказочных сюжетов; разработанных или совместно придуманных игр; воображаемых путешествий, поездок, приключений; элементов сюжетно-ролевых и дидактических игр; тематических праздников; предметных и сюжетных картин, сюжетов и героев мультфильмов. 
- 
              
            Особенности детей с нарушениями речинарушения неречевых функций общая соматическая ослабленность отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов недостаточность фонематического восприятия необходима частая смена, чередование действий 
- 
              
            
 На интегрированном занятии оказывается возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. 
- 
              
            Условия проведения интегрированных занятийсерьезная подготовка всего педагогического коллектива систематичность планомерность согласованность 
- 
              
            Здоровьесберегающие задачи:учёт перегрузки обучающихся путём переключения их на разные виды деятельности учёт индивидуальных особенностей, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе уважение к личности ребёнка учёт актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики учёт стиля общения с обучающимися: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку 
- 
              
            Типы интегрированных занятийСотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед -психолог, логопед – воспитатель, логопед- музыкальный руководитель, логопед- физкультурный работник, логопед - учитель) Использование логопедом методов и приемов работы других специалистов с целью увеличения эффективности логопедического процесса. 
- 
              
            Сотрудничество различных специалистов
- 
              
            Задачи интеграциикоординация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребёнка совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях образовательного учреждения; 
- 
              
            
 возможность систематизацииимеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками, поднятие престижа профессий логопеда, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, объединение представителей этих специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса 
- 
              
            Модели интегрированных занятийТематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют проблему и совместно разрабатывает систему мероприятийдля ее преодоления. 
- 
              
            Логопед @ психологпредмет коррекции: когнитивная и речевая сферы 
- 
              
            Логопед - ПсихологПланирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребёнка лежат следующие проблемы: несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью речевое недоразвитие сопровождается снижением или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля 
- 
              
            
 Логопед - Психологпредмет коррекции: когнитивная и речевая сферы. развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция высших психических функций активизация познавательной деятельности коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка 
- 
              
            Интегрированные занятияЗадачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика 
- 
              
            Логопед - ПсихологЛогопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция ВПФ этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь являетсясредством развития интеллекта. 
- 
              
            Логопед @ Музыкальный руководитель
- 
              
            Логопед –Музыкальный руководительИнтегрированные занятия логопеда и музыкального руководителя предполагают взаимодополнение. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике. 
- 
              
            
 Логопед Музыкальный руководитель развитие лицевой и артикуляционной моторики развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи развитие просодической стороны речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи формирование правильного дыхания развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность. формирование навыка осознанного восприятия пространства 
- 
              
            Вариант интеграции с музыкальным руководителемв работе с детьми 3-5 лет. Занятия проводит музыкальный руководитель, используя методические рекомендации логопеда и приемы логопедической ритмики 
- 
              
            Методические рекомендации логопедаПервый год обучения: развитие пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи. формирование чувства темпа. развитие мышечного ощущения направления движения. 
- 
              
            
 Второй год обучения: развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений. формирование навыка осознанного восприятия пространства. 
- 
              
            
 Третий год обучения: обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики. ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности. 
- 
              
            
 Четвертый год обучения: совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения. 
- 
              
            
 Логопед @ Музыкальный руководитель На интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется: развитие и коррекция речевой функциональной системы слуховых функций оптико-пространственных представлений праксиса, тактильного гнозиса интеллектуальных и творческих способностей происходит осознание собственных эмоций развитие эмпатии. 
- 
              
            Логопед - ВоспитательВзаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий составление общих планов коррекционной работы с детьми консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности оформление рекомендаций для родителей. 
- 
              
            Логопед @ Воспитатель
- 
              
            Логопед ВоспитательРазвитие речи в целом посредством обогащения представлений об окружающей действительности Развитие грамматических категорий на отрабатываемом учебном материале (например, пересчет предметов от 1до 5 и др.) Развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности Обогащение представлений об окружающем мире, формирование понятий Развитие нравственных качеств личности, этических норм поведения, эстетических и патриотических чувств Формирование учебных знаний, умений и навыков. 
- 
              
            
 Интегрированные занятия логопеда и воспитателя Математика ИЗО Окружающий мир Грамматические категории Планирование высказывания Развитие словаря и связной речи 
- 
              
            Логопед @ Физкультурный работник
- 
              
            Логопед Физкультурный работникУчить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию. Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за) Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать-семенить-нестись……; высоко-низко, далеко-близко, широкий –узкий и др.) Развитие общей и мелкой моторики Развитие пространственных ориентировок Координации и ритмизации движений Снятие мышечного напряжения 
- 
              
            Вариант интеграции через выполнение методических рекомендацийСистематические упражнения по тренировке движений пальцев рук Физкультминутки: развитие ориентировки в пространстве и координации движений, улучшение осанки, развитие лексического строя речи, речевого дыхания. Содействие логопедической работе по коррекции речи путём использования различных упражнений, предусматривающих дыхательную гимнастику, сочетание движения и речи Реализация двигательного режима детей 
- 
              
            Логопед @ Учитель
- 
              
            Логопед – УчительИнтеграция в данном случае будет выражаться в использовании учителем методических рекомендаций логопеда на уроках русского языка, чтения и ознакомления с окружающим миром. 
- 
              
            Необходимые условия интеграции логопед-учитель:соответствие подобранного речевого материала изучаемой теме и речевым возможностям детей учитель должен следить за тем, чтобы совершенствовался лексико-грамматический строй речи детей, чтобы предлагаемый материал активизировал их мыслительную деятельность на всех этапах занятия должна развиваться связная речь учащихся предлагаемые задания должны служить реализации задач образовательной программы 
- 
              
            
 Например: Окружающий мир, раздел «Природа», тема «Живая и неживая природа» 1. Составить предложение, закончив его: Солнце служит источником тепла и света для ……………………………. Живым существам необходимы ,…………………………………………. 2. Составить предложения из набора слов: Воздух, чувствовать, видеть, нельзя, можно, его, только. Человек, может, воздух, без, секунд, несколько, прожить. 3. Вставить в предложения пропущенные слова: Солнце всходит ____________, а заходит ________________. Вода на морозе _____________, а в тепле ________________. 4. Закончить предложения: Вода загрязняется от того, что…………………………… Чтобы этого не происходило, необходимо ………………………….. Воду нужно использовать бережно, чтобы ………………………………… 
- 
              
            Рекомендации дляуроков русского языкаОбогащение, расширение и уточнение словарного запаса именами существительными, глаголами, прилагательными на материале предложений и текстов. Включение имен существительных, прилагательных, глаголов в различных грамматических формах в предложения и за счет этого создание конструкций различной сложности. Восстановление текстов путем включения имен существительных, прилагательных, глаголов. 
- 
              
            
 Создание текстов по опорным именам существительным, прилагательным, глаголам. Учить находить, выделять и затем использовать повторы, выраженные существительными, для связи смежных предложений. Умение заменять имя существительное личным местоимением в смежных предложениях. Использование различных грамматических категорий с целью обеспечения связности текста (как межфразовых средств связи). 
- 
              
            Пример:Задание №1. А. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные: Котенок маленький, пушистый. Ручей – прохладный, серебристый. Трава – зеленая и нежная. Зима – холодная и снежная. Подумай, что ты подберешь к словам: Лиса ____________________ Собака __________________ Дождик __________________ Утро _____________________ Еж_______________________ Б. Составить предложения с получившимися словосочетаниями. (Например, Хитрая лиса кур крадет.) 
- 
              
            
 Задание №2. Закончить предложения, вставив подходящие по смыслу слова: Сахар сладкий, а горчица ______________ Зимой погода холодная, а летом ___________ Дерево высокое, а куст ______________ Дедушка старый, а внук _______________ Лев смелый, а заяц __________________ Камень тяжелый, а пушинка _____________ 
- 
              
            Вывод:Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система, имеющая свои цели и задачи. 
- 
              
            Литература1.Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73. 2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с. 3.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c. 4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26. 5. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/под ред. Г.А.Волковой. – СПб.:КАРРО, 2005 
- 
              
            
 Спасибо за внимание! 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.