Содержание
-
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха
-
Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематический слух.
Логопедическая работа строится в два этапа: 1. развитие слухового внимания;2. формирование фонематического слуха.
-
I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках
Дети учатся различать: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые)– неприятные (злые, грубые) звуки.
-
Упражнения и игры на развитие слухового внимания: “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой” “Жмурки с колокольчиком” “Чей голос?” “Угадай по звуку, что делать?” Звучание музыкальных инструментов. “Какие звуки нарушают тишину?” “Кто услышит больше звуков?” “Назови звуки групповой комнаты” “Назови звуки улицы”
-
II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках.Основные образовательные задачи :- сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;- научить произносить слова различной слоговой сложности;- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
-
Работа по развитию фонематического восприятия проводитсяв следующей последовательности:Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.Различение звука в слове.Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).Придумывание слов на определённый звук.
-
Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. Поэтому использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
-
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
-
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”); выделяют слова с заданным звуком из фраз, небольших стихотворений, выполняя различные манипуляции: хлопают в ладоши, поднимают руку вверх, выкладывают различные предметы.
-
Старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”). В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, коза – коса, рожки – ложки и т.п.
-
По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”. Логопедическое лото способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове.
-
Развитие фонематического восприятия продолжается на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Шестилетки учатся составлять предложения различной сложности, анализируют их по словесному составу. Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком.Затем дети учатся выполнять звуковой анализ слов.
-
Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Прошагай словечко”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, «Звук потерялся», “Слова-перевёртыши”, «Телеграф».
-
Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего.Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.