Содержание
-
Логоритмика как одна из здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Учитель-логопед Столярова А.Л.
-
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки.
-
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них различные невротические проявления.Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений, наблюдается нарушение переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям.
-
Опыт работы с детьми, имеющими речевую патологию, показал необходимость поиска новых, более эффективных и интересных форм коррекции речи. Итак, логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.
-
Логоритмика в первую очередь полезна детям: • с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков; • часто болеющим и ослабленным; • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
-
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. В результате решения данной группы задач у детей с речевыми расстройствами укрепляются костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
-
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развивается способность произвольно двигаться в пространстве, разрушаются патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
-
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует: 1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; 2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
-
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Учитываются возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса, праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
-
– ходьба и маршировка в различных направлениях; Средства, используемые в логоритмике:
-
– игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
-
– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;
-
–разные виды массажей;
-
–пение;
-
– этюды для развития воображения, творческих способностей;
-
–творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
-
– речевые упражнения без музыкального сопровождения;
-
Также к средствам логоритмики относятся: – упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; – упражнения, регулирующие мышечный тонус; – упражнения, активизирующие внимание; – счетные упражнения; – игровая деятельность; – разнообразные виды движения; – упражнения для развития мимики лица и орального праксиса; – упражнения на релаксацию; – упражнения на ориентировку в пространстве; – ритмико-гимнастические упражнения; – танцевальные упражнения; – упражнения на снятие напряжения и успокоения детей; – чтение стихов, сопровождающееся движением; – мимические упражнения; – логопедические упражнения; – коррегирующая гимнастика; – игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса; – пластические этюды.
-
Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.