Содержание
-
Методы технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности
Кушенова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ
-
Что такое читательская грамотность?
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д. Ушинский
-
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»
Ситуация «Минус» Ситуация «Плюс» Неинтересно Не читают родители Научить понимать и использовать прочитанное Вызвать интерес к процессу чтения Познакомить родителей с важными книгами Проблема: Школьники мало читают или не читают вообще. Не понимают прочитанное Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающихся.
-
I. Вызов
Кластер Тонкие и толстые вопросы Таблица «Знаю-Хочу знать – Узнал» Дерево предсказаний Верные и неверные утверждения Верите ли вы Корзина идей Рассказ-предположение по ключевым словам Ориентиры предвосхищения
-
II. Осмысление
Метод активного чтения «Инсерт» «Фишбоун» Двухчастный дневник Бортовой журнал Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Ответы на вопросы по таксономии Блума Интеллект-карты
-
Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mindmap) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записидля запоминания информации. Её создатель английский психолог Тони Бьюзен. Интеллект-карты
-
-
Как составить интеллект-карту 1. Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. 2. Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку(не менее 3 цветов). 3. Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. 4. Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. 5. Сделайте карту удобнее. Добавьте небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви. 6. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
-
III. Рефлексия
Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Синквейн Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ.
-
Возможные творческие работы
Написание собственных произведений в том же жанре Написание произведения с заданными словами (матрица речетворчества) Создание амплификации (придумывание отдельных эпизодов, введения новых персонажей); Создание жанровой и/или стилевой трансформации произведения (изменение жанра исходного текста, например, превращение рассказа в сценку и наоборот) или стилизации (написание текста «в стиле» определенного автора); Создание фанфика
-
Алгоритм работы с матрицей речетворчества(ПранцоваГ.В., Романичева Е.С. ) 1. Назвать шесть случайных чисел от 1 до 5 (можно до 10) и записать их. 2. По матрице найти соответствие каждому из выбранных чисел. 3. Втечение определенного времени (не более семиминут) придумать начало произведения выбранного жанра, в котором все бы шесть элементов были связаны между собой.
-
Матрица речетворчества
-
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»
Ситуация «Минус» Ситуация «Плюс» Неинтересно Не читают родители Научить понимать и использовать прочитанное Вызвать интерес к процессу чтения Познакомить родителей с важными книгами Проблема: Школьники мало читают или не читают вообще. Не понимают прочитанное Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающихся.
-
Книги для семейного чтения «Как любить ребенка?» Януш Корчак. «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлия Гиппенрейтер «Тайная опора. привязанность в жизни ребёнка», Л. Петрановская «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» Владимир Леви «Что хранится в карманах детства». Татьяна Бабушкина. «Как роман» Даниэль Пеннак «Всё о Манюне» , «Манюня» Н. Абгарян «Не для взрослых. Время читать!» М.Чудакова
-
Использованная литература
Заир-Бек С. И. МуштавинскаяИ.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Ю.Н.Гостева, М.И.Кузнецова, Л. А., Рябинина. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. БустромР. Развитие творческого и критического мышления. М.: "Открытое общество« Н. Сметанникова. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.