Содержание
-
Мнемотехника в развитии речи младших дошкольников
МБДОУ «Детский сад «Звездочка» г.Гагарин воспитатель Егорова Татьяна Хакимовна
-
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка или изображение. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы или рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение и связную речь.
-
Работа строится от простого к сложному. Начинаем с простейшего - мнемоквадраты.
-
Затем переходим к мнемодорожкам.
-
Рассмотрим примеры мнемодорожек и то, как «прочитали» их дети. Маша взяла корзину и пошла в лес по грибы. Шел сильный дождь. В лесу после дождя появились грибы, а мы от дождя прятались под зонтиками.
-
И вот мнемотаблица. Для младших дошкольников необходимо использовать цветные мнемотаблицы.
-
Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
-
Мнемосхемы используют: при заучивании стихотворений; при обучению составлений рассказов; при пересказах художественной литературы; при загадывании загадок; для обогащения словарного запаса;
-
Пример мнемотаблицы к сказке «Маша и медведь».
-
Мнемотаблица к сказке «Три медведя».
-
Мнемотаблица для составления рассказа на тему «Осень».
-
Мнемотаблица на тему «Весна».
-
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Это увлекает детей, превращается в игру. Этапы работы над стихотворением: выразительное чтение стихотворения; сообщаю, что стихотворение будем учить наизусть и предлагаю «нарисовать» его, т.е. схематично изобразить слова или фразы; задаю детям вопросы по содержанию стихотворения; выясняю непонятные для детей слова, объясняю их значение; чтение отдельно каждой строки стихотворения, дети повторяют с опорой на мнемотаблицу; дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-
Стихотворение «В лесу».
-
РЕЗУЛЬТАТЫ: расширяются знания об окружающем мире; словарный запас переходит на более высокий уровень; появляется интерес к заучиванию стихотворений, потешек, скороговорок, к отгадыванию загадок; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
-
В работе с мнемотаблицами постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка и взрослого. Этим не ограничивается работа по развитию речи. Это всего лишь начальный этап, наиболее значимый и эффективный, т.к. использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
-
Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.