Содержание
-
МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Борисенко Т.В.
-
Односложная речь. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:
-
Мнемотехника – это искусство запоминания мнемотехника Сохранение информации Воспроизведение информации Развитие речи
-
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Развитие творческих способностей, фантазии. Основные задачи мнемотехники:
-
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок
-
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов
-
Последовательно переходить к мнемодорожкам
-
И позже к мнемотаблицам.
-
младшем и среднем дошкольном возрасте Для детей старшего возраста
-
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматриваниетаблицы и разбортого, чтонанейизображено. 2 этап: Осуществляетсяперекодированиеинформации, т.е. преобразованиеизабстрактныхсимволовслов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
-
Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания.
-
-
Алгоритм составления описательного рассказа: Цвет. 2. Форма. 3. Величина. 4. Из чего состоит (детали? 5. Из какого материала сделана игрушка? 6. Как с этой игрушкой можно играть?
-
Мой папа Моя мама
-
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
-
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ о сезонных изменениях
-
-
Алгоритм разучивания стихотворений: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения: 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме . 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу. 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад" Листопад, листопад. Листья желтые летят. Под ногой шуршат, шуршат, Скоро голым станет сад.
-
Игрушки Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок. ОсеньОсень, осень к нам идет,Что же осень нам несет?Листики цветные,Ягоды лесные,Овощи к обеду,Много туч на небе.
-
КомпотБудем мы варить компот,Фруктов нужно много. Вот.Будем яблоки крошить,Грушу будем мы рубить.Отожмем лимонный сок,Слив положим и песок.Варим, варим мы компот,Угостим честной народ.
-
Пирог Падал снег на порог Кот слепил себе пирог А пока лепил и пек Ручейком пирог утек. Пироги себе пеки Не из снега – из муки.
-
Е.Трутнева «Елка» Вырастала ёлкаВ лесу на горе.У неё иголкиЗимой в серебре.У неё на шишкахЛедышки стучат,Снежное пальтишкоЛежит на плечах.Жил под ёлкой зайкаС зайчихой своей.Прилетела стайкаЧечёток с полей.Приходили к ёлкеИ волки зимой…Увезли мы ёлкуК себе домой.Нарядили ёлкуВ новый наряд -На густых иголкахБлёстки горят.Началось веселье -Песни да пляс!Хорошо ли, ёлка,Тебе у нас?
-
Алгоритм пересказывания сказок и рассказов:пересказыватсказк 1. Чтение взрослым текста 2. Рассматривание мнемотаблицы 3. Ответы на вопросы по содержанию 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице Сказка «Репка» «Курочка Ряба»
-
«Заюшкина избушка» «Цыпленок» К.Чуковского
-
? КУ Не ворона, не синица, как зовется эта птица? Примостилась на суку - раздалось «Ку-ку, ку-ку» Сидит девицы в темнице, А коса на улице… (морковь)
-
Без окон, без дверей Полна горница людей.
-
Научно-методический ресурс: 1. Большова Т. В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники. - СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. 2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста---СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. «Логопед» 2008. 4. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10 5. Широких Т. Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004. 6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
-
Благодарю за внимание! Желаю Вам творческих успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.