Содержание
-
Обучение дошкольников грамоте (по системе Н.В.Дуровой)
учитель-логопед Андреева Виктория Владимировна
-
Учебно-методический комплект«Обучение дошкольников грамоте»
-
Первый этап обучениясредняя группа
Дети учатся обследовать звуковую структуру слова, определять, есть в слове заданный звук или его нет; например звонкий звук [м] в слове мак. Для этого ребенок должен научиться интонационно выделять заданный звук : звук [м] можно долго потянуть мммак, а звук [к] тянуть нельзя. Этот звук нужно произнести громче, четче всех других звуков маК. Звуки [ж],[ш],[з], [с], [в], [ф], [л], [р], [м], [н] можно потянуть, а звуки [б], [п], [г],[к],[д],[т],[й],[ч],[ц]можно только подчеркнуть голосом. Такие приёмы позволяют выделить любой согласный звук, не разрушая структуру слова, а также вычленить звуки,расположенные в разной позиции в слове.
-
Второй этап обучениястаршая группа
Дети учатся проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры: последовательно интонационно выделять звуки слова, называть каждый и обозначать его фишкой в виде схемы звукового состава слова. Схема состоит из клеточек, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Сначала все звуки обозначаются фишкой желтого цвета, которые ещё не характеризуют звуки ( гласные, согласные).
-
Знакомство с гласными
После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов ( мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой.
-
-
Знакомство с согласными звуками
После знакомства с гласными звуками, детям предлагается разобрать сразу два слова : луна и лиса. Сначала согласные звуки он обозначают желтыми фишками , а гласные – красными. Далее логопед предлагает назвать первые звуки этих слов – [л],[л’]. Логопед рассказывает, что [л] «большой братец» - это твердый согласный звук, и его надо обозначить синей фишкой, а [л’]«маленький братец» – мягкий согласный звук, его нужно обозначать фишкой зеленого цвета. Поэтому желтые фишки дети заменяют на синие и зеленые.
-
Знакомство с согласными
-
Звонкие и глухие согласные
На втором этапе необходимо рассказать детям, что есть согласные звук, которые звучат почти одинаково: одни громче – звонкие согласные, другие глухо – они состоят из шума – глухие согласные. Для обозначения звонких согласных используется фишка с колокольчиком. На этом этапе обучения дети узнают также, что в каждом слове есть ударный гласный звук (он произносится в слове дольше всех других гласных звуков), учатся его определять. Ударный гласный звук обозначают черной фишкой (её ставят за красную фишку).
-
Третий этап обученияподготовительная к школе группа
На этом этапе нужно познакомить детей со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. Буквы а , о , у, э , ы пишутся после твердых согласных звуков, а буквы я , ё, ю, и , е – после мягких согласных звуков. Буквы я , ё , ю , е имеют два звука, первый из которых – всегда мягкий согласный звук [ й’]. Соответственно звуки этих букв – [й’а], [ й’о], [й’у], [й’э]. Если дети плохо усвоят правила написания гласных букв, они будут читать побуквенно: мэа, мэя…
-
Четвёртый этап обучения
На этом этапе проводятся занятия по формированию у детей ориентира на гласную букву при чтении. С этой целью в методику введена работа по словоизменению. При словоизменении ( в замене только одной гласной буквы) получается новое слово или звукосочетание. Дети разбирают трёхзвуковые слова, согласные звуки обозначают желтыми фишками, а не зелеными или синими, чтобы не рассматривать характер согласного звука. Например, дети сначала выкладывают из желтых фишек и гласной буквы слово бык. Затем им предлагается заменить буквуына букву аи прочитать новое словобак и т.д. Получилась «цепочка» из слов: бык – бак – бок . В этой ситуации, когда согласные звуки не меняются, у ребенка вырабатывается ориентировка на гласную букву. А это и есть механизм чтения .
-
Пятый этап обучения
На этом этапе дети знакомятся с согласными буквами и овладевают навыками слогового и слитного чтения, учатся выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. На занятиях используются пособия «окошки» – для отработки чтения слогов с парными звонкими и глухими согласными ( твердыми и мягкими); чтение слов, предложений и текстов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.