Содержание
-
«Правознайка»
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами Составитель: Лаптева Светлана Николаевна Учитель- логопед МДОУ детский сад №2
-
Пояснительная записка
По извилистой дорожке. Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Рядом мама крепко за руку держала. В путь – дорогу умницу сопровождала. Знать должны и взрослые и дети. О правах, что защищают их на свете. Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех кого приручили…» Проблема защиты прав детей существует во всём мире. Одна из задач, способствующих её решению – просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделён правами, которые зафиксированы в международном и российском закононодательстве: Деклорация прав ребёнка (1959); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Всемирной деклорации об обеспечении выживания, защиты развития детей (1990); Семейном кодексе Р Ф (1995); Федеральном законе « Об основных гарантиях прав ребёнка в Р Ф» ( 1988) Закон «Об образовании (1992) и др.
-
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры- обязательная составляющая политики государства. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности – вот основа правового воспитания дошкольников. Что знают родители о правах своего ребёнка ? Результаты социологического исследования, проведённого в ДОУ, показали, что большинство опрошенных не имеют достаточных знаний о правовом воспитание дошкольников. Многие из них испытывают серьёзные трудности в обучение и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях. Усстановленно, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания , угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства- вполне реальное явление. Назрела необходимость разработать соответствующий проект, «Правознайка» так как в условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения деклорации прав человека и Конвенции ООН о правах ребёнка, владеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство. Потенциал ребёнка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или выполняются с трудом. Уже в таком возрасте можно существенно активизировать интересы в области правы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения к своим родным, близким и окружающим людям. Диагностические исследования показали, что дети усваивают знания, овладевают умениями и навыками по правовому воспитанию. Ребята в соответствии с возрастом любознательны, внимательны и доброжелательны ко всем окружающим. Практическая ценность проекта будет заключаться в следующем: что он даёт возможности формирования активной жизненной позиции, развития творческого потенциала ребёнка, побуждает желание воспитывать себя самого. С помощью проекта, можно в доступной форме объяснить ребёнку, что такое права и какова их связь с обязанностями. На примере игровых ситуациций ребёнок познакомится с правом на учёбу и работу, с правом на отдых и лечение, с правом на получение информации и доступа к культурным ценностям.
-
Актуальность проекта:
Низкая правовая культура родителей. Трудности в осознание детьми понятия прав и их применения в своей жизни.
-
Обеспечение проектной деятельности
Методическое: Е.В.Соловьёва, Т.А. Данимина. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2004. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Я- ребёнок, и я…имею право!. М., 2007. Правовое воспитание организация работы с педагогами, детьми и родителями. Автор- составитель: Т.А. Харитюнчик. Волголград., 2009. Р.С.Буре. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., 2004 Материально- техническое: Деманстрационный материал. Беседы по картинам: Права ребёнка. Дидактические игры: Права ребёнка. Комплект сюжетных картин по теме: Ребёнку о правах.
-
Принципы построения проекта «Правознайка»
Доступность предлагаемого материала. Систематичность и постепенность его усвоения. Наглядность и практическое применение. Коллективное взаимодействие. Индивидуальный подход. Активизация деятельности детей: Будет обеспечиваться, прежде всего, заинтерисованностью педагога игровой формой организации занятий, установкой на положительные результаты, поощрительной оценкой, вниманием к каждому ребёнку. Преимущественные методы : Игра, беседа, диалог, драматизация ситуаций. Обязательное условие: Занятия проводятся с подгруппой детей. Право выбора ребёнка- расположение его во время занятия. Задача педагога: Не требовать от детей безошибочного знания прав и обязанностей, а способствовать развитию правового мировозрения и нравственных представлений, поэтому проект назван «Правознайка»
-
Цель проекта
В совместной деятельности детей и родителей: максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешной жизни в социуме.
-
Задачи реализуемые в проекте:
ДЛЯ ДЕТЕЙ: Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности.( за другого человека, за начатое дело, за данное слово.) Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, умение детей играть рядом, взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияния на состояния здоровья.
-
Для воспитателя:
Создание условий для ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека как предпосылки к формированию основ правового сознания дошкольников через: Систему мероприятий с детьми (игры, беседы, учебные занятия, экскурсии). Создание предметно - развивающей среды (подбор игр, пособий для развивающих занятий) по правовому воспитанию детей. Повышения уровня правовой культуры родителей.
-
Для руководителя физического воспитания
Сохранения и укрепления здоровья ребёнка. В рамках проекта реализация права ребёнка на «здоровое развитие». Формирование понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Организация занятий «Право на здравоохранение».
-
Для музыкального руководителя:
Организация праздников и развлечений по теме: «Мы тоже имеем права». Развитие музыкального слуха и чувства ритма у детей. Содействие приобретению музыкальных и правовых знаний.
-
Для родителей:
Побуждать участвовать в совместной деятельности в рамках проекта и жизни детского сада. Формировать гуманное отношение к ребёнку. Оказывать помощь в организации развивающих мероприятий, обеспечивать защиту прав. Повышение уровня своей правовой культуры.
-
Гипотеза проекта
Совместная работа над проектом окажет положительное влияние на повышения качества, формирования активной жизнинной позиции развития творческого и правового потенциала ребёнка, в период его пребывания в детском саду. Благотворно скажется на взаимоотношениях между близкими людьми, расширит представления детей в области прав ребёнка, появления потребности у детей к процессу познания (саморазвитию) Всё это окажет благоприятное воздействие на чувства, сопереживания самих детей, поможет им обрести чувство уверенности в себе и гордости за своих близких.
-
План-схема проекта «Правознайка»
ПРАВОЗНАЙКА
-
Модель работы по проекту «Правознайка
Познавательный центр Беседы Игры Занятия Художественно-эстетический центр Музыкальные развлечения Аппликация Рисование Какие разные права Игровой центр Дидактические игры Развивающие игры Сюжетно-ролевые игры по правам Совместная деятельность детей Свободная деятельность детей Совместная деятельность с родителями
-
Срок реализации проекта
Сентябрь – май
-
Критерии оценки: ЗУН.
За период с сентября по декабрь. Умение называть разные национальности Умение называть родную страну Россию, столицу- Москву, свой родной город. Умение рассуждать на тему: «Что у людей общего, в чём различия». Умения отвечать на вопрос: Что такое права ребёнка ?; Умения называть документ о правах ребёнка (Конвенция о правах ребёнка) Умения перечислять права ребёнка ( на жизнь, на имя, на воспитание в семье, на защиту.)
-
За период с января по апрель.
Умение называть свой домашний адрес. Знание пословиц о доме, об учёбе, образовании, здоровье. Умение рассуждать на тему: «Как сохранить здоровье?» Умение называть виды спорта, виды жилья. Умения перечислять права ребёнка: на жильё и неприкосновенность жилища, на образование, на медицинское обслуживание, на свободу, на собственное мнение и отдых.
-
Условия реализации проекта
Уголки права в группах. Стенд «Права ребёнка» Картотека игр, способствующих расширению области правовых знаний. Методическая литература по правовому воспитанию. Художественная литература (Русские народные сказки и сказки народов мира); Видиотека сказок. Жетоны символы.
-
Участники проекта
Дети Воспитатели Музыкальный руководитель Руководитель физического воспитания Родители. Реализация проекта рассчитана на 3 этапа
-
1 ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙСентябрь
Изучение литературы Подбор необходимого материала ( игр по правам, стихов, загадок, пословиц). Выяснение возможности средств, необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта, конечного продукта. ИТОГ: В группах оформлены зоны по ознакомлению дошкольников с их правами.
-
Основной этап реализации проекта.( октябрь – середина мая )ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
-
Художественная деятельность
-
Продуктивная деятельность
-
Просветительская работа
-
Диагностика
-
Итоговое мероприятие
Видеорепортаж «Моя мечта» «Фотомонтаж «Мы весёлые Правознайки» Музыкально – театрализованное развлечение «Мы на свет родились , чтобы радостно жить» Итоговая игра – театрализация «Маленькие дети с большим правами» Праздник 1 июня «День защиты детей», посвящение детей в «Правознайки»
-
Итоговый мониторинг полученных результатов по разделу «Мои права»
-
-
Обозначения: (+) усвоено; (-) Отсутствует; (0) при напоминании
-
Спасибо за внимание!
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.