Содержание
-
Урок русского языка Автор: учитель русского языка МБОУ СОШ № 29 г. Сургута Труфанова Надежда Андреевна
-
НАСТРОЙТЕСЬ НА РАБОТУ
Проверьте, всё ли готово к уроку: ТЕТРАДЬ РУЧКА КАРАНДАШ ЛИНЕЙКА УЧЕБНИК ДНЕВНИК
-
Стадия вызова Какой раздел науки о языке мы повторяли на предыдущих уроках? - О чём мы узнаём из данного раздела?
-
Прочитайте стихотворение П. Чеснокова Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. Я свою задачу вижу в том, Чтобы сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов.
-
Стихотворение П. Чеснокова Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. Я свою задачу вижу в том, Чтобы сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов. О какой части речи говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
-
Найдите третье «лишнее» слово
Синий, синеватый, синеет
-
Белизна, белеть, побелка
-
Найдите среди данных слов глаголы
Бег, бегал, беглый
-
Рост, рослый, рос
-
Ходкий, ходики, ходит
-
Пишут, писчая, письмо
-
Дело, делать, дельный
-
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-
Глагол – это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, играть – и обеспечит В конце урока непременно нам успех. “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит, дать движение фразе”.(Л.Н. Толстой)
-
Стадия вызова
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к глаголу. Перед нами три домика. Какие глаголы в них живут, узнаем чуть позже. Составьте кластер: всё, что ВЫ знаете о глаголе.
-
А что, по-вашему, самое трудное при изучении данной части речи?
-
Сегодня мы и вспомним, как пишутся глаголы, а также морфологические признаки, от которых зависит ихправописание.
-
Двадцать девятое сентября. Классная работа. Правописание глаголов.
-
Перед Вами варианты заданий. Выберите любое и правильно выполните задание. Подумайте, что нужно для этого сделать. Карточка № 1. Ве...т, кле…т, стел…шь, проход…т, суш…т, бор…тся, помога…т, прос…шь, срыва…т, руб…т. 2. Будете друг за дружку держат?ся – можете ничего (не) боят?ся. И мудрому человеку совет требует?ся. 3. (Не)был, (не)годовать, (не)хотел, (не)бросит, (не)увидишь, (не)домогать, (не)волить.
-
Проверьте Карточка № 1. Веет, клеит, стелешь, проходит, сушит, борется, помогает, просишь, срывает, рубит. 2. Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться. И мудрому человеку совет требуется. 3. Не был, негодовать, не хотел, не бросит, не увидишь, недомогать, неволить.
-
Над какими орфограммами ВЫ работали?
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов -Тся, -ться в глаголах Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
-
СТАДИЯ ВЫЗОВАПрочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес. Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес. Н. А. Некрасов
-
Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес. Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес. Какие буквы Вы вставили в глаголы? Как называются эти буквы? Где находится орфограмма в этих глаголах? Как называется данная орфограмма? - От чего зависит написание безударных личных окончаний глаголов?
-
Вот в домик, где живут данные глаголы, мы и отправимся в первую очередь.
-
Что Вы знаете о спряжении глаголов?
-
I Брить, стелить, Все остальные глаголы, не относящиеся ко второму спряжению: (на -оть, -ать, -еть, -нуть, -ти) II Все на - ить и 11 глаголов - исключений: слышать,видеть,ненавидеть, и зависеть, и терпеть, гнать,держать, дышать,обидеть, и еще смотреть, вертеть. Спряжение глаголов. для чего нужно знать спряжение глагола?
-
I -ет -ешь -ем -ут, -ют II -ит -ишь -им -ат, -ят Спряжение глаголов.
-
Цифровой диктант.
-
ПРОВЕРЬТЕ 1.Писать 2.слышать 3.терпеть 4.стелить 5.брить 6.ненавидеть 7.гнать 8.обидеть 9.рисовать 10.лететь. Цифровой диктант.
-
Самостоятельная работа Правописание безударных личных окончаний глаголов
-
Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
Выполните одно задание по выбору (издвух) Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
-
1 уровень: Крепкую дружбу топором не разрубишь (II спр.) Не тот друг, кто медом мажет (Iспр.), а тот, кто правду скажет (I спр.). Веника не переломишь(II спр.), а по прутику весь переломаешь(I спр.). 2 уровень: 1 2 3 3. лелеет 1. пишет 1. полет 4. затеет 3. бреет 4. веет 5. колет 5. раскается 2. уровень:
-
Чтобы перейти в следующий домик глагола, нужно преодолеть одно из препятствий «Лесенку окончаний». Кто нас поведёт по ней? Работа выполняется на доске.
-
Улыба..тся - Чем отличается этот глагол от остальных?
-
бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся - Что мы должны написать на месте пропусков? - От чего зависит написание - ться и - тся в глаголах?
-
Выбор написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу. Помни: вопрос – твой помощник! Что делает?Что делать? Что сделает?Что сделать? бросится броситься нравится нравиться удивится удивиться вернутся вернуться
-
Выбор написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу. Помни: вопрос – твой помощник! Что делает?Что делать? Что сделает?Что сделать? бросится броситься нравится нравиться удивится удивиться вернутся вернуться 3 лицо неопределённая форма
-
1). Кто умеет веселит?ся, (…)2). Не надо хвалит?ся, (…) 3). Кто любит трудит?ся, (…) 4). Кто хочет от жизни толку добит?ся, (…) 1) тот должен много трудит?ся. 2) тому без дела (не)сидит?ся. 3) коли (не)знаешь, как рожь родит?ся. 4) того горе боит?ся. Игра «КТО БЫСТРЕЕ» (в конвертах)
-
Физминутка А сейчас пришло время отдохнуть, но отдыхать будем с пользой для нашего организма. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения, которые обозначают глаголы. Покачайтесь,Покружитесь,Потянитесь,Распрямитесь,Приседайте, приседайте,Пошагайте, пошагайте.Встаньте на носок, на пятку,Поморгайте, улыбнитесь,Глубоко теперь вздохните.Сядьте, тихо посидите,Всё в порядок приведитеИ к работе приступите.
-
1). Кто умеет веселиться, того горе боится. 2). Не надо хвалиться, коли (не)знаешь, как рожь родится. 3). Кто любит трудиться, тому без дела (не)сидится.4). Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. - ЕЩЁ КАКАЯ ОРФОГРАММА находится в ГЛАГОЛАХ?
-
В третьем домике живут глаголы ….. Как пишутся данные глаголы?
-
Правописание НЕ с глаголами
-
(не)надолениться. торописьделом. Чтобы хорошо учиться, долг исполняет примерно.
-
растеряться,не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
недоумевать
-
1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка. а) не было, не радоваться б) не хотел, ненавидел в) не знал, нездоровится г) не взлюбил, не умею
-
Следующее задание – творческое Деловая игра «Я учитель» (на выбор). (Можно работать в парах) 1. Составьте словарный диктант по теме “Правописание глагола” (7-10 слов). Обозначьте орфограммы пропуском букв или знаком вопроса. 2. Придумайте варианты слов для игры “Третий лишний” (3-4 варианта). 3. Придумайте слова, на изученные орфограммы, по теме “Глагол” для цифрового диктанта (7-10 слов). - Работу выполняете на листочках.
-
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
-
- Найдите слова, которые произносятся и пишутся одинаково. - К каким частям речи относятся эти слова?
Я коня водой пою, Песню солнышку пою: «Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило». Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. - Как отличить глаголы от имён существительных?
-
Часть речи, которая обозначает действие предмета глагол Имя существительное Имя прилагательное
-
На какие вопросы отвечают глаголы? Что делать? Что сделать? Кто? Что? Какой? Какая? Какой? Какие?
-
утроить тройной трое Выберите глагол
-
Отгадайте загадку Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес.
-
Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес. (Сорока) - На какое правило встретились глаголы в данной загадке?
-
Бела как снег, Черна как жук, Зеленая как лук, Вертится как бес, Стрекочет на весь лес. (Сорока) - На какое правило встретились глаголы в данной загадке?
-
Согласны ли ВЫ, что…
В глаголе БРЕ…Т пишется гласная И. Глаголы дышать, вертеть, зависеть II спряжения. Глагол написан верно: не годовать.
-
Домашнее задание Напишите сочинение-рассказ на тему: «Я - глагол» из 5-7 предложений. Попробуйте перевоплотиться в эту часть речи. - Думаю, что каждому из вас есть, что сказать. Составьте словарный диктант по теме “Глагол” (10-15 слов). Обозначьте орфограммы пропуском букв или знаком вопроса.
-
Подведение итогов урока
Чему учились на уроке? Что вам запомнилось? Кто запомнился? Что нового узнали на уроке?
-
Зеленый и таинственныйСредь моря остров спит.И надо нам единственныйПуть выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места.В далекой Морфологии Ищите те пути, Которые вас к знаниямПомогут привести. - Удачи вам, ребята, на пути к знаниям.
-
Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя, надеялся на успех!
-
Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глагола, определив спряжение Интересная часть речи В Русском языке живёт Кто что делает расскаж..т: Черт..т, пиш..т иль поёт, Вышива..т или паш..т, Или забива..т гол, Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т- Всё расскаж..т нам глагол.
-
Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глагола, определив спряжение Интересная часть речи В Русском языке живёт. Кто что делаЕт расскажЕт: ЧертИт, пишЕт иль поёт, ВышиваЕт или пашЕт, Или забиваЕт гол, ВарИт, жарИт, моЕт, чистИт- Всё расскажЕт нам ГЛАГОЛ.
-
Я научился... Я узнал о... Я смогу... Мне было трудно...
-
План урока. Составление кластера. Практическая самостоятельная работа. Цифровой диктант Разноуровневые практические задания. Физкультминутка. Деловая игра «Я учитель». Подведение итогов. Домашнее задание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.