Содержание
-
МАДОУ № 373 «Скворушка» г. НовосибирскИсследовательский педагогический проект«А Б В Г Дейка»(подготовка к обучению дошкольников грамоте)
Подготовили воспитатель старшей группы : Бекетова Е.А. и учитель- логопед Лебедева М.В.
-
Участники проекта:воспитатели, воспитанники старшей группы, родители (законные представители ребёнка), бабушки, дедушки. Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму Длительность проекта: среднесрочный (1 месяц)
-
Актуальность данной проблемы.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Это связано с несформированностьюфонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Для успешного обучения детей, по данным разделам, мы используем игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
-
Цели проекта: научить выделять первый и последний звук в слове; находить место звука в слове; научить подбирать слова на определенный звук; научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове; научить делить слова на слоги и определять количество слогов в слове; научить дифференцировать звуки на мягкий-твердый, звонкий – глухой Ожидаемые результаты: Дети овладеют навыками проведения полного звукового и слогового анализа слов, овладеют элементами грамоты
-
Этапы проведения проекта.
1 этап. Подготовительный. Задачи: Провести мониторинг освоения детьми основной образовательной программы в области речевого развития Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития. Создание базы дидактических материалов. На этом этапе необходимо провести анкетирование родителей, подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями старших дошкольников.
-
2 этап основной
2 этап. основной Задачи: Проведение работы с детьми. Создание и наполнение речевого (логопедического) уголка дидактическими материалами. Оказание консультативной помощи родителям воспитанников. Данный этап предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками согласно планированию, совместно с логопедом.
-
3 этап Итоговый:
3 этап. Итоговый. Задачи: Проведение итогового мероприятия. Разработать рекомендации для родителей детей по дальнейшему формированию навыков звукового анализа. Данный этап предполагает дальнейшее планирование по обучению детей чтению и письму.
-
Метод трех вопросов
-
Подготовительный этап:
Провели анкетирование родителей (анкета по речевому развитию детей) Провели мониторинг по образовательной области - речевое развитие. Подготовили логопедический и дидактический материал, разработали план работы. Оформили и наполнили материалами логопедический уголок «Речевичок»
-
Основной этап:Разработана и реализована программа по развитию навыков звукового анализа
-
Игры на развитие умения выделять 1-ый и последний звук в слове
Игра «Назови первый звук в слове» Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать первый звук в слове» Игра «Назови последний звук в слове» Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать последний звук в слове» Игра «Назови в картинках первый звук» Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть первый звук» Игра «Назови в картинках последний звук» Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть последний звук
-
Игры на умение определять место звука в слове
Игра «Посади зайку в нужный вагон» Инструкция: «Я буду называть слова. В них звук С будет находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова. Если звук С будет находится в начале слова, ты посадишь зайку в 1-ый вагон, если в середине слова – во 2-ой вагон, если в конце слова – в 3-ий вагон». Игра «Подними подходящую картинку» Инструкция: «Посмотри внимательно, перед тобой лежат 3 картинки. Первая картинка – шары. В этом слове звук Ш находится в начале. Вторая картинка – вишни. В этом слове звук Ш находится в середине. Третья картинка – душ. В этом слове звук Ш находится в конце. Сейчас я буду называть слова со звуком Ш в начале, середине или конце, а ты будешь поднимать соответствующую картинку. Игра «Определи место звука в слове» Инструкция: «Перед тобой лежит полоска из 3-х квадратов и красный кружок. Я буду называть слова со звуком С в начале, середине или конце. Если звук С будет слышится в начале слова – ты положишь кружок в 1-ый квадрат, если в середине слова- во 2-ой квадрат, если в конце слова – в 3-ий квадрат
-
Игры и задания на умение дифференцировать согласные и гласные звуки
Задание «Раскрась буквы» Инструкция: « Раскрась гласные буквы в красный цвет, а согласные в синий» Задание «Определи гласный или согласный» Инструкция «Посмотри на картинки. Возле каждой картинки нарисован пустой квадрат. Если название картинки начинается на гласный звук, нужно раскрасить квадрат в красный цвет, если на согласный звук – в синий цвет» Задание «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук» Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые начинаются на гласный (согласный) звук.
-
Игры и задания на умение дифференцировать согласные звуки на звонкий-глухой, твердый-мягкий.
Задание «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой» Инструкция: «Я буду называть слова. Если слово будет начинаться на звонкий согласный, ты поднимешь картинку с изображением колокольчика, если на глухой согласный- картинку с изображением зачеркнутого колокольчика. Задание «Посмотри на картинки и назови» Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, названия которых начинаются со звонких согласных» Задание «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»
-
Работа с родителями
Проведены консультации: «Об особенностях речевых нарушений у детей»; «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»; «Первые шаги юного читателя» Подготовили наглядную информацию для родителей в виде папок передвижек и буклетов. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
-
-
-
Итоговый этап:
-
Итоговое мероприятие
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.