Содержание
-
«Проектная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возрастапосредством русского народного фольклора».
Автор: воспитатель первой кв.категории Царева Т.Д. с/пд/с «Рябинка» ГБОУ СОШ с.Воскресенка м.р.Волжский
-
Актуальность
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
-
ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ. Проблема
-
развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми; развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Цель проекта
-
Задачи проекта
Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно -развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
-
Формы и методы
занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов). Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.
-
Стратегия осуществления проекта
разработка перспективного плана, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ; проведение подвижных игр; проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей; проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми. специальные игровые задания; психогимнастика. вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
-
Ожидаемый результат
Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор; У детей повысить интерес к устному народному творчеству. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения; Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей; У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
-
Фото отчет
-
-
Источники
1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. 3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. 4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. 5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9 6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9 8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967 9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. 10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4 11. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000 12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. 13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. 14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972 15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9. 16. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.