Содержание
-
Творческая лаборатория
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
-
Цель: показать методы и приемы формирования умений и навыков речевого общения через использование текста в качестве дидактического материала Задачи: -представление приемов работы с текстом для учащихся разных возрастных групп; - распространение педагогического опыта
-
Актуальность проблемы в свете модернизации образования
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Содержание государственного общеобразовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.
-
Современные подходы к развитию личности ребенка диктуют необходимость методики обучения родному языку, направленной на развитие речевых способностей.
-
Ключевые компетенции в преподавании русского языка литературы
--- языковая --- коммуникативная --- лингвистическая --- интеллектуальная
-
Значимость коммуникативной компетенции
Современная жизнь ставит перед учеником следующие цели: - свободное владение языком, - умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувство дискомфорта, неуверенности в себе.
-
Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева )
-
ПРОТИВОРЕЧИЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ «активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» Падение речевой культуры учащихся Падение речевой культуры учащихся
-
В рамках деятельностного подхода очевидна эффективность текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка. В тексте отражаются факты и особенности национальной культуры.
-
Цель: формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала.
-
Задачи: 1) использовать на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи учащихся и формированию у них коммуникативной компетентности; 2) показать способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
-
Текст
Это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды; Средство духовно-нравственного становления личности; именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе коммуникативная развивающая воспитательная образовательная
-
Направление деятельности
На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем направлениям: 1) изучение системы языка на основе заданий к текстам, 2)развитие речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных высказываний в письменной форме, 3) осуществление контроля знаний, умений, навыков.
-
Формы и методы организации работы с текстом
* комплексная работа с текстом; * лингвостилистический анализ текста; * «самодиктанты»; * сочинение-рассуждение; * редактирование текста; * различные виды диктантов; * интеллектуально-лингвистические упражнения; * работа с текстами – миниатюрами; *коммуникативные и игровые ситуации.
-
Виды работы с текстом
сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текстов из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов, определение темы текста и основной мысли, озаглавливание,
-
определение отношения автора к предмету речи, анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
-
Дидактические игры на уроке.
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
-
Работа с текстом
Начальный этап 5-7 класс Средний этап 8-9 класс Старший этап 10-11 класс
-
Текст- центральное звено второй части экзаменационных работ. На основе текста строятся тестовые задания разного типа. Эти задания проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам курса: чтению и пониманию текста, оценке его содержания. Созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.
-
-
Выводы
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: повышение интереса к русскому языку и литературе; повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции.
-
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика.
-
Рефлексия
Полученная информация была важной и интересной Продемонстрированные приёмы буду применять в работе Данные приёмы мне известны, но я их не использую в своей работе Для меня было недостаточно данной информации
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.