Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Полезная презентация по русскому языку, объясняющая правила синтаксиса прямой речи в тексте. Автор работы схематически изображает правильное оформление прямой речи в тексте, после чего предлагает ряд практических заданий для закрепления материала.
«П»- прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения.
А - слова автора, из которых узнаём, чья речь.
«П, !?» - а. А: «П.!?»
Слайд 3
Объясните постановку знаков препинания предложений с прямой речью, начертив схемы. С помощью каких глаголов говорения вводится прямая речь. Укажите обращения. Определите основную мысль текста.
3
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе,
как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по
птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я
высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды
- помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
*** Продолжите слова автора прямой речью: Сегодня я приду домой и обязательно предложу маме …
Слайд 4
Дополните предложения прямой речью.Составьте схемы.
2) Мальчик испуганно прошептал: «Здесь змея на пне.»
3) «Завтра напишу диктант на пятёрку!» - неожиданно объявил Вовка.
4) «Ребята, кто у вас преподает литературу?» - спросил незнакомец.
Слайд 6
Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы.
6
1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов.
2) Ребята заявили. В поход пойдём все.
3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии.
4) Девочка удивилась. Разве страус не летает?
Проверка
Слайд 7
Проверка
7
1) Дежурный сказал: «Класс к уроку готов.»А: «П.»
2) Ребята заявили: «В поход пойдём все!»А: «П!»
3) Даша написала записку маме:«Мама, я задержусь в гимназии.»
А: «П.»
4) Девочка удивилась: «Разве страус не летает?» А: «П?»
Слайд 8
Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», которыми связывается прямая речь со словами автора.
8
1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть только попробует сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка.
5) Он крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками. (Г. X. Андерсен.)
Проверка
Слайд 9
Проверка
9
1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз девочка.
2) «Пусть только попробует,» - сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул: «Меня кольнуло прямо в сердце.»
4) «Кай, что ты делаешь?» - вскрикнула девочка.
5) Он крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками.» (Г. X. Андерсен.)
Слайд 10
Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки ставятся один раз.
10
Например:
Ребята спросили у космонавта Германа Титова: «Каким видом спорт лучше заниматься, чтобы стать космонавтом?»
Тот ответил: «Все виды спорта хороши. Главное, чтобы каждый из вас занимался спортом».
Слайд 11
Выпишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
11
1 вариант:
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу Пора чиж петь. Чиж ответил Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь.
2 вариант:
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама? А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.
3 вариант:
Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с. .ешь их яблочка. Старик сказал Я не с. .ем, другие с. .едят. Мне спасиб.. скажут.
(Л.Толстой.)
Л.Толстой.
Проверка
Слайд 12
Проверка
12
1 вариант:
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу: «Пора, чиж, петь.» Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь.»
2 вариант:
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.»
3 вариант:
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.» Старик сказал: « Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут.»
Слайд 13
Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи. Допишите, что сказал каждый из двух других путников.
13
ИСТОЧНИК.
В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!»
Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день»
Слайд 14
Конструирование
14
Задание:
Замените предложения с прямой речью сложными.
1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сказал: «Ветер завтра будет». (В. Астафьев).
2) «Завтра скворцов нигде не увидишь, они улетят»,— пояснил мне брат. (А. Рыжиков).
3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». (К. Паустовский).
Проверка
Слайд 15
Проверка
15
1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сообщил, что завтра будет ветер.
2) Брат пояснил мне, что завтра скворцов нигде не увидишь, потому что они улетят.
3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
Слайд 16
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
16
С каким способом передачи чужого высказывания мы имели удовольствие познакомиться сегодня поближе?
Расскажите о структуре предложений с прямой речью.
Каково назначение слов автора? Каково их место в структуре предложений с прямой речью?
Расскажите правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы.
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект и презентация урока русского языка в 6 классе «Правописание безударных гласных в корне слова»
Ларионова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ № 8
с углублённым изучением математики
г. Старая Русса Новгородской области
Цель: «Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова»
Задачи:1.Повторить правило
2.Научиться применять
3.Оценить знания
4.Дружно работать
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте ,дорогие друзья!
Одному мальчику очень нужна ваша помощь, вот посмотрите ,как он написал диктант .
1слайд.
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал :
«Корондаш , партфель, пинал, ручки и титрадки у меня в порядке».
Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте.
-На какое правило допущены все ошибки? Давайте определим тему сегодняшнего урока?
Ребята, давайте проанализируем, на какое правило вы допустили ошибки? Какие задачи мы можем поставить для себя, чтобы не допускать ошибок?
7 слайд
3.Повторяем правило:
8 слайд
А).Безударный я всегда проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
9 слайд
Б)Самые коварные все слова словарные.
Очень трудно всем, друзья, обойтись без словаря.
В нём словечки проверяйте
да скорей запоминайте.
В словах корова , молоко пишите в корне букву –О.
10 слайд
В).Чередующийся гласный писать без правила опасно!
Корень , суффикс , ударенье выделяй без промедленья.
Да смотри же , не зевай, исключенья вспоминай.
Например ,росток, Ростов мы напишем с буквой О.
А слова : расти ,заря -все пишите с буквой А
Молодцы, ребята, правило мы повторили. Можем немного отдохнуть.
Давайте проведём физкультминутку. Повторяйте слова и выполняйте движения.
11 слайд
Покачайтесь, покружитесь,
потянитесь , распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать , друзья , начните.
12 слайд
А сейчас настало время проектов. Мы будем работать в группах( деление по группам выполнено заранее, определён лидер группы, подготовлены материалы для проектов: ватман, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей). Вы знаете , как интересно, но трудно работать учителем. Я предлагаю вам придумать проекты «Правописание безударных гласных в корне слова», с помощью которых вы объясните правило своим одноклассникам, то есть побудете в роли учителя.
13 слайд. Представление проектов.
14 слайд. Выполнение разноуровневой карточки ( 1 уровень-отметка три, 1-2 уровень- отметка четыре, 1-2-3 уровень- отметка пять при условии : нет ошибок- пять;1-2 ошибки- четыре;3-4-5 ошибок- три)
Задание: вставьте в слова пропущенные буквы , обозначьте орфограммы.
2.Придумать карточку «Правописание безударных гласных в корне слова»
20 слайд Подведение итогов
Литература:
1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 6 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2010 г.
2. Русский язык. Учебник для 6 класса. Авторы:
М.Т.Баранов. Т.А. Ладыженская. Москва. «Просвещение» 2010 г.
3. http://cvetoforum.ru/topic2901-15.html
4. Н.М.Бетеньква «Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных». Москва. «Просвещение» 1995 г
�
Конспект и презентация урока русского языка в 6 классе «Правописание безударных гласных в корне слова»
Ларионова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ № 8
с углублённым изучением математики
г. Старая Русса Новгородской области
Цель: «Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова»
Задачи:1.Повторить правило
2.Научиться применять
3.Оценить знания
4.Дружно работать
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте ,дорогие друзья!
Одному мальчику очень нужна ваша помощь, вот посмотрите ,как он написал диктант .
1слайд.
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал :
«Корондаш , партфель, пинал, ручки и титрадки у меня в порядке».
Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте.
-На какое правило допущены все ошибки? Давайте определим тему сегодняшнего урока?
Ребята, давайте проанализируем, на какое правило вы допустили ошибки? Какие задачи мы можем поставить для себя, чтобы не допускать ошибок?
7 слайд
3.Повторяем правило:
8 слайд
А).Безударный я всегда проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
9 слайд
Б)Самые коварные все слова словарные.
Очень трудно всем, друзья, обойтись без словаря.
В нём словечки проверяйте
да скорей запоминайте.
В словах корова , молоко пишите в корне букву –О.
10 слайд
В).Чередующийся гласный писать без правила опасно!
Корень , суффикс , ударенье выделяй без промедленья.
Да смотри же , не зевай, исключенья вспоминай.
Например ,росток, Ростов мы напишем с буквой О.
А слова : расти ,заря -все пишите с буквой А
Молодцы, ребята, правило мы повторили. Можем немного отдохнуть.
Давайте проведём физкультминутку. Повторяйте слова и выполняйте движения.
11 слайд
Покачайтесь, покружитесь,
потянитесь , распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать , друзья , начните.
12 слайд
А сейчас настало время проектов. Мы будем работать в группах( деление по группам выполнено заранее, определён лидер группы, подготовлены материалы для проектов: ватман, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей). Вы знаете , как интересно, но трудно работать учителем. Я предлагаю вам придумать проекты «Правописание безударных гласных в корне слова», с помощью которых вы объясните правило своим одноклассникам, то есть побудете в роли учителя.
13 слайд. Представление проектов.
14 слайд. Выполнение разноуровневой карточки ( 1 уровень-отметка три, 1-2 уровень- отметка четыре, 1-2-3 уровень- отметка пять при условии : нет ошибок- пять;1-2 ошибки- четыре;3-4-5 ошибок- три)
Задание: вставьте в слова пропущенные буквы , обозначьте орфограммы.
2.Придумать карточку «Правописание безударных гласных в корне слова»
20 слайд Подведение итогов
Литература:
1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 6 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2010 г.
2. Русский язык. Учебник для 6 класса. Авторы:
М.Т.Баранов. Т.А. Ладыженская. Москва. «Просвещение» 2010 г.
3. http://cvetoforum.ru/topic2901-15.html
4. Н.М.Бетеньква «Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных». Москва. «Просвещение» 1995 г
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.