Содержание
-
МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Архангельская область
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи
-
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей Индивидуальные консультации СОД с детьми во второй половине дня по заданию логопеда Взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности Логопедические практикумы Психолого-медико-педагогические консилиумы Интегрированные формы НОД Педагогические Советы
-
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Образовательная область: «Коммуникация» Образовательная программа, к которой разработан материал: «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Адресность: дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи 3-4 уровня, осложнённого дизартрией.
-
Журнал взаимосвязи представляет собой учебно-дидактические материалы, подобранные и систематизированные учителем-логопедом с учётом изучаемой лексической темы. Материалы обновляются 1 раз в неделю. В течение недели логопед и воспитатели используют в работе идентичные игры и упражнения.
Цель: осуществление преемственности в коррекционно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателей. Задачи: пополнять, уточнять и активизировать словарь детей по текущей лексической теме; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа; формировать правильное речевое дыхание, длительную направленную воздушную струю; закреплять у детей приобретённые речевые навыки, правильное звукопроизношение.
-
Разделы журнала взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей
Раздел 1. Развитие словаря Цель:расширение, уточнение и активизация словаря. В каждой лексической теме представлен примерный словарь для детей 6-7 лет (существительные, прилагательные, глаголы). Учебно-дидактические пособия: Предметные картинки по лексическим темам; Лексическая «доска». Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови ласково», «Четвёртый лишний» и т.д.
-
Раздел 2. Развитие мелкой моторики.
Цель: совершенствование мелкой моторики пальцев рук, координации речи с движением. В рамках изучаемой лексической темы дети выполняют тематические пальчиковые гимнастики, играют в подвижные речевые игры. С целью систематизации учебно-методического материала созданы картотеки: Картотеки пальчиковых гимнастик по лексическим темам (Н.В.Нищевой; Н.Г. Метельской; Г.А. Османовой, Л.А.Поздняковой); Картотека игр на координацию речи с движением (О.А. Новиковской); «Музыкальные обучалочки»(СД-записи Яртовой Л.А.; Железновой С).
-
Раздел 3.Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Цель: совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. В основе: методика Т.А. Ткаченко «Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи». В группе создана Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Воспитатели в течение недели используют в работе с детьми упражнения, которые указаны в Журнале взаимосвязи.
-
Раздел 4.Развитие речевого дыхания.
Цель:закрепление правильного речевого выдоха, формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Дыхательные тренажёры: «Осенние листочки», «Снежинки», «Бабочки», «Птички», «Домики с занавесками», «Вертушки», «Султанчики», «Пароходы», «Новогодний дождик», «Горячий чай», «Пчёлки», «Солнышко и тучка» и др. Компьютерный тренажёр «Дельфа-130»: Блок «Дыхательно-голосовые упражнения».
-
«Подуй на занавеску» «Подуй на листик (снежинку)» «Подуй на султанчик» «Подуй на телефон»
-
Раздел 5.Развитие звукопроизношения.
Задача: развитие артикуляционной моторики; Дидактические пособия: - артикуляционные уклады - схемы; - карты – схемы выполнения артикуляционной гимнастики; - артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; - картинки - символы для изолированного произношения звуков.
-
Задача:закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Дидактические материалы: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, разработанный логопедом (на все группы звуков). Дидактические пособия: «Волшебные кнопочки», «Логопедические кубики», логопедические тетради для автоматизации звуков (Л.А. Комарова; Е.А. Азова, О.О.Чернова), серия пособий «Конфетка»: «Учим звуки», «Зашифрованные скороговорки», «Чистоговорки в картинках». Дидактические игры: «Логопедическое лото», «Игры с парными карточками» (З.Т. Бобылёва), «Звуки, я вас различаю» (Е.Е. Ильякова) и др.
-
-
Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Дидактические пособия:-«Звуковые домики», кассы букв;- магнитная доска, наборы магнитных букв;- пособие «Песенки гласных звуков»;- кубики «Азбука в картинках». Дидактические игры: «Слоговые кубики»; «Слоговое лото»; «Прочитай по первым звукам»; «Найди место звука в слове».
-
Развитие связной речи
Дидактические пособия:серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; опорные схемы для составления описательных рассказов; библиотека детских книг и др.
-
Результаты работы
Реализация данной системы поможет правильно организовать скоординированную работу учителя-логопеда и воспитателей в условиях группы компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки, воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки в непосредственно образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей. Только при единстве требований, осуществлении преемственности и взаимодействия между специалистами возможно достижение положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
-
Список литературы:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/авт.- сост. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2010. – 271с. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176с. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 371с. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 560с. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4-7 лет. – М.: Астрель; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 32с. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007. – 114 Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 32с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.