Презентация на тему "Социо-игровые технологии"

Презентация: Социо-игровые технологии
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Социо-игровые технологии" по социологии, включающую в себя 29 слайдов. Скачать файл презентации 0.43 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по социологии

Содержание

  • Презентация: Социо-игровые технологии
    Слайд 1

    Социо- игровые технологии(данная игровая технология получила свое развитие в 1988 г.) Попова В.Р. доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко

  • Слайд 2

    ФГОС дошкольного образования формулирует требования к содержанию и условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Содержание направлено на: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

  • Слайд 3

    Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивновзаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу Развитие социально-коммуникативной   компетентности  дошкольников - важная социальная и психолого-педагогическая проблема Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни

  • Слайд 4

    Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология, в частности «социо - игровая педагогика» представленная: Евгением Евгеньевичем Шулешко(«развитие возникает в ситуациях, когда и взрослый и ребёнок заняты импровизацией») Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым. Социо - игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социо-игровые технологии

  • Слайд 5

    Принципы социо-игровой технологии

    Воспитатель – равноправный партнер: он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность: это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на инд. открытия: дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей: у детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно. Движение и активность. Жизнь детей в малых группах, в основном шестерках, бывает в четверках и тройках Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток. Необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

  • Слайд 6

    Девиз: Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения Цель: Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста Одно из основных понятий социоигровой педагогики – «режиссура занятия», т.е. такая организация задания, чтобы все (даже самые слабые и ленивые) увлеклись бы его выполнением. Социоигровая режиссура ищет способы общения без утомления и принуждения, формируя увлеченность участников в занятии. Эффективность труда в процессе такой деятельности значительно повышается. Социоигровые педагогические технологии обеспечивают создание комфортных условий обучения, попутно решают задачи здоровьесбережения, удачно сочетаются со здоровьесберегающими технологиями. Поскольку важнейшей составляющей этих технологий является двигательная активность. Социо-игровые технологии

  • Слайд 7

    Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения Формирование умений и навыков дружеского, коммуникативного взаимодействия Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя Развитие взаимодействия «Ребенок- ребенок», «Ребенок- родитель», «Ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия

  • Слайд 8

    Формы организации Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, Тренинги на умение договориться Сказко терапия Само презентации Тренинги Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры

  • Слайд 9

    Ключевые идеи Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит Идти от детей Спартанское воспитание (двигание столов, работа на ковре, в приемной и т.д.) Вместе - мы сила Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется

  • Слайд 10

    Правила и условия организации игры

    В мл. возрасте – объединение в пары, тройки. В старшем по 5- 6 человек. Разные варианты объединении детей в команды, группы, компании: по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам, по цвету волос, глаз, одежды, так, чтобы в имени хотя бы одна буква в имени была одинаковой, кто на каком этаже живет, кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пешком и. т. д. 1. Использование работы малыми группами - «группами ровесников»

  • Слайд 11

    Мнение всей группы выражает один человек, лидер. Лидера дети выбирают сами и он должен меняться 2. « Смена лидерства» 3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен ( обстановки) Важнейшей составляющей этих технологий является двигательная активность. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в любом уголке группы: в центре, за столами, на ковре, в приемной и.т.д.

  • Слайд 12

    4. Смена темпа и ритма Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время работы. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р, с помощью песочных или обычных часов. Дети начинают понимать, что каждое задание имеет начало и конец и требует сосредоточенности 5.Наличие интеграции всех видов деятельности Положительный результат при обучении в игровой форме дает в области коммуникации, эмоционально- волевой сферы, способствует интеллектуальному, социальному, речевому и физическому развитию

  • Слайд 13

    Варианты объединения детей в малые группы

    •Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям • Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку (перечислить, несколько проиграть) • Объединение детей по разрезному материалу (аналогично) • Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком) . • Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.   Вопрос 1 команде слушателей: - Как вы думаете, с какого возраста может начинаться работа малыми группами? Вопрос 2 команде слушателей: - Вспомните 3 составляющие социоигрового стиля? Вопрос 3 команде слушателей: - Как понять, присутствует ли социоигровой стиль в работе педагога? Объединение слушателей в три команды. Ответить на вопросы по данной теме: Повторение

  • Слайд 14

    Классификация игр социо-игровой направленности (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов) 1. Игры для рабочего настроя. Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимость друг от друга 2. Игры- разминки (разрядки) Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша: «Эстафета» «Руки – ноги». 3. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. 4. Игры социо- игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания 5. Игры вольные (на воле) Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

  • Слайд 15

    Различия традиционной и социо-игровой педагогики

  • Слайд 16

    Различия традиционной и социо-игровой педагогики продолжение

  • Слайд 17

    Методы активизации мыслительной деятельности

    1.Методы, повышающие познавательную активность Предложить в группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех у кого не получилось, кто давно уже все сделал. 2.Методы, вызывающие эмоциональную активность Игровые приемы на: -- воображаемую ситуацию - сюрпризные моменты, - элементы новизны; - придумывание сказок; - игры- драматизации; - юмор и шутки - беседа; - создание предметной среды (помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи) 3. Методы способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей 4. Метод коррекции и уточнение детских представлений - повторение; -- наблюдение; - экспериментирование; -- опыт

  • Слайд 18

    «Найти друга» — для деления на микрогруппы: объединиться в гр. по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос или глаз, по гороскопу и т. д. «Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый), н-р, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга. «Испорченный телефон» — как можно быстрее передать какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, н-р, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого. «Пишу по воздуху» — выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т.п. «Выбор водящего» — жеребьевки; всевозможные считалки; вытягивание жребия (из шапки записки с указанием номера вступления в игру). «Угадай-ка» — ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 сек. для обдумывания и совместного обсуждения. Игра «Тень» - дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника». Социо – игровые методы работы с детьми – примеры игр:

  • Слайд 19

    Социо-игровые подходы – общение в малых группах: «Озвучивание картинки» – дети «оживляют» ее, другие – описывают их действия «Наш сказочный друг» - рассказ о встрече с ним (вид совместного рассказывания) «Если бы мы были рядом с ним» - как бы помогли герою, чтобы не было беды? «Загадки о героях» с помощью 1-го и последнего звуков в их именах «Собрать лепестки для ромашки» с определенным звуком «Я художник» - предложить дорисовать что-то близкое к содержанию, описать «Превращения» - в персонажа, предмет и т.п.: описать состояние, ответить на вопросы «Станьте рядом» - описание отличия одного от другого «Ловля звуков» - один в левой, другой – в правой, средний – во рту, дети угадывают «Картинка» - словесное описание пейзажа, первый р-к говорит: «Я - Солнышко» и приглашает др. ребенка: «А ты кто?» - «Я - облачко» и т.п., пока все дети не «войдут » в картину. ВАЖНА реализация личностно-ориентированного подхода, налаживание содержательных отношений между детьми Социо – игровые методы работы с детьми

  • Слайд 20

    Младший дошкольный возраст Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; Организация сюжетных игр; Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; Простейшие поисковые и проблемные ситуации; Игры с моделированием; Литература и игра (чтение); Средний дошкольный возраст Организация сюжетно-ролевых игр; Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов. Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры Инновационные формы работы детьми по «Социально-коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС

  • Слайд 21

    Старший дошкольный возраст Ситуационные задачи, их широкая вариативность. Использование метода проектов. Использование метода коллекционирования. Использование театрализованной деятельности. Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) Самостоятельная деятельность детей. продолжение Именно при социоигровом подходе, накопив достаточный опыт общественной жизни, первоклассники осознают себя активными участниками жизни школы в целом и отдельного класса в частности, что позволяет им легко адаптироваться в условиях школьного коллектива” Шулешко Е.Е. «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… » Букатов В.М.

  • Слайд 22

    Шулешко Евгений Евгеньевич [1938-2006] президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог, автор оригинальной Методики обучения дошкольников чтению, письму и счету, по которой обучаются тысячи детей в самых разных уголках нашей страны и ближайшего зарубежья. Букатов Вячеслав Михайлович, ведущий теоретик и практик использования наследия театральной педагогики и театральной «теории действий» в общеобразовательной школе. Один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения и программы «Обновление и самообразование». Исследователь и собиратель театральных, народных и дидактических игр, режиссёр Театрально-художественных мастерских, руководитель Центра дидактических проблем Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО. Доктор педагогических наук Александра Петровна Ершова – педагог и режиссер, дочь выдающегося русского режиссера и теоретика театра Петра Ершова.

  • Слайд 23

    «Не секрет, что большинство родителей и воспитателей на сегодняшний день излишне озабочены подготовкой шести – и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Эта их озабоченность, переворачивая естественную преемственность педагогического стиля с дошколятами и первоклашками, так сильно искажает нормальный ход общения с реальным дошкольником, что повседневная жизнь детей даже в средней группе детского сада нет – нет да и начинает деформироваться от досадного гнёта школярского дидактизма воспитателя… » (В. М. Букатов) Необходимо, чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Как это сделать? Во многом на этот вопрос даёт ответ социоигровая режиссура. А именно: через движение, через смену мизансцен, через групповую работу.

  • Слайд 24

    - Устанавливаются отношения: «ребенок - сверстники»; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих); - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами; - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо - игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность Плюсы социо - игрового стиля:

  • Слайд 25

    Использование приёмов социоигровой педагогики на разных занятиях

    Рисование на тему «Сказочные дворцы и замки» • Объединение в 3 команды по цветным эмблемам   (тёплые, холодные и нейтральные цвета) . • Задания в трёх конвертах (для команд):   - Придумать название команде   - Построить дворец (с использованием моделей)   - Рассказать, как украшен дворец, из какого материала построен, кто в нём может жить. • Самостоятельная творческая деятельность – рисование наброска (эскиза) будущего дворца или замка. • Вариант подведения итогов: «Экскурсия по выставочному залу» Рисование или лепка с натуры на тему «Фрукты» Запуск занятия: -Хотите узнать, что мы будем лепить? А как хотите, чтобы я просто сказала или с сюрпризом? Для этого нужно объединиться в 4 компании… • Проиграть вариант объединения в малые группы: Попробуй фрукт, угадай и покажи • Задание для малых групп «Разложить фрукты на блюде» (на развитие композиционных навыков, с использованием моделей) и т.п.

  • Слайд 26

    Трансформация индивидуальной формы деятельности в увлекательную работу с напарником? (рекомендации и советы от Букатова В.М.)

    • Вариант совместной творческой работы   «Сюжетный рисунок вдвоём» (с использованием предметных картинок) . • Вариант подведения итогов «Кого хочешь – выбирай!» Рисунки располагаются на ковре, дети ходят по кругу. Правило - в центр не входить. Если понравилась работа -  положить рядом цветок, квадратик, звёздочку. В конце спросить детей: «Почему у Насти и Маши много звёздочек?» (а можно и не спрашивать!) Темы занятий для всех команд разные, а вопросы- одинаковые.  1. Лепка «Кто живёт в сибирской тайге?» 2. Рисование на тему «Семья» 3. Составление рассказа по сюжетной картине (серии картин) 4. ФЭМП: Порядковый счет до 10 Вопросы: Как можно объединить детей? - Какие задания предложить для работы в малых группах? Задания

  • Слайд 27

    Показатели присутствия социоигрового стиля на занятии

    Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый? В. М. Букатовпо этому поводу:   Если дети на занятии были малоподвижными, то социоигрового стиля скорее всего не было;   Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;   Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем), то даю голову на отсечение – «социоигровая педагогика и близко не лежала… » Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

  • Слайд 28

    Литература

    1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду, №3/2008. – М., 2008. С. 29-42. 2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей.- М.: Чистые пруды,2006.-32с. 3. Букатов В.М. «Шишел- мышел, взял да вышел», (НИИ Ш.Т.- 2008 г.) 4. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. 5. Лебедева Л.Д. «Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий» ( С.П.,- 2005 г.) 6. Пастюк О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А. Бережная, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 11. – С. 35–42. 7. Пастюк О.В. Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса // Дошкiльнаосвiта. – 2005. – N 4. – С. 27–35. 8. Современные технологии обучения дошкольников/авт.-сост. Е.В. Михеева. - Волгоград: Учитель,2013.-223с.  9. Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах», (Красноярск,- 2007 г.) 10. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. – 116 с. 11. Шулешко Е.Е. Понимание Грамотности. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 384 с.

  • Слайд 29

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке