Содержание
-
Факультативный курс «Инновационный подход к решению задач по генетике»
- Предназначен для учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ и лицеев
- Нестеренко Л.В.
- учитель биологии
- МБОУ «СОШ № 58 г. Владивостока»
-
- Курс направлен на развитие исследовательских навыков учащихся с использованием такого интересного и общедоступного объекта как домашняя кошка, формирование базовых генетических знаний, расширение материала школьного курса генетики
-
Цель: сравнение частот аллелей окраски шерсти домашних кошек Советского района г. Владивостока
- Задачи:
- Научиться принципам решения задач по генетике
- Освоить методы сбора и обработки материала
- Развить коммуникативные навыки при групповой форме работы
- Выявить частоту генов, ответственных за окраску шерсти домашних кошек
- Сравнить полученные результаты с литературными данными
- Развить умение использовать информационные технологии при представлении результатов исследований
-
- Научный руководитель : к.б.н. С.К. Холин (БПИ ДВО РАН)
- Руководитель:
- учитель биологии
- Л.В. Нестеренко
- Рабочая группа: учащиеся 8 – 11 классов
-
- Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
- Изучать ее можно на разных объектах, но кошки являются самыми идеальными.
-
- Они красивы и обаятельны
- Доступны и широко распространены
- Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).
- Они красивы и обаятельны
- Доступны и широко распространены
- Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).
-
Методы исследования
- —Сбор материала (поиск, фотографирование)
- —Обработка данных (описание, систематизация)
- —Анализ (использование закона Харди-Вайнберга)
- —Сравнение
-
Оформление результатов(учетная карточка)
-
Исходный тип окраски –агути
-
Белая пятнистость (пегость) –s
-
Доминантная белая –W
-
Черная (неагути) –a
-
Рыжая окраска –O
-
Разбавленная окраска – d(два вида кошек: дымчатая и кремовая)
-
Мраморная окраска –tb
-
Результаты анализа
- Количество обследованных животных: 1981 г. – 167 ; 2015 г. – 98
-
Результаты исследований
- Полученные данные позволили выявить следующие изменения в городской популяции кошек за последние 30 лет. Наиболее заметны расхождения в частотах аллелей мраморной (tb) и разбавленной (d) окраски шерсти. Частота этих аллелей увеличилась почти в два раза, что объясняется большей привлекательностью кошек такого окраса. В настоящее время во Владивостоке стало меньше бродячих кошек и чаще встречаются домашние питомцы с ошейниками, которых хозяева выпускают на улицу даже в условиях многоэтажной застройки. Практически на одном уровне по сравнению с данными 1981 г. остались частоты аллелей черной (а), рыжей (О), пегой (S) и сплошной белой (W) окраски шерсти.
-
Литература
- 1. Бородин П.М. Кошки и гены. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011– 136 с.
- 2. Лысенко А.Н., Зятьков С.А., Гончаренко Г.Г. Кошки Felis catus как объект для преподавания генетических дисциплин в курсе общей биологии // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа – университет». Материалы VIII международной научно-методической конференции. Гомель, 12-13 мая 2011 г. Часть 2. – Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2011. – С. 57–58.
- 3. О'Брайен С., Робинсон Р., Графодатский А.С. и др. Генетика кошки. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 213 с.
- 4. Гончаренко Г.Г., Зятьков С.А. Генетика. Анализ наследственных закономерностей на генах меха кошек: практическое пособие для студ. биологических спец. вузов – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. – 108 с.
- 5. Бородин П. М. Кошки, гены и география // Химия и жизнь. – 1979. – № 4. – С. 40–46.
- 6. Бородин П. М. Этюды о мутантах. – Москва: «Знание», 1983. – 112 с.
- 7. Бородин П. М. «Кошки и гены: 10 лет спустя» // Химия и жизнь. – 1989. – №4. – С. 40–45.
- 8. Мэй Дж. Всё о породах кошек. – Санкт-Петербург: СЗКЭО «Кристалл», 2010. – 176 с.
- 9. Манченко Г.П. Новые данные о частотах мутантных генов окраски у домашних кошек СССР // Генетика – 1981. – Т. 17. – № 12. – С. 2195–2292.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.