Содержание
-
Тема: внутреннее строение корня в связи с его функциями Лабораторная работа №3. Внутреннее строение корня в связи с его функциями
-
Цель: сформировать у школьников понятие о внутреннем строении корня, рассмотреть зоны корня, выяснить особенности их строения в связи с функциями; формировать практические умения распознавать корневой чехлик, корневые волоски, проводную зону; закрепить умение работать с микроскопом.
Базовые понятия: корневой чехлик, зона деления клеток, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения или зона боковых корней.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение корня», микропрепараты: «корневой чехлик», «поперечный срез корня», «корневые волоски», проростки пшеницы и фасоли, микроскопы, лупы.
-
План изучения содержания темы
Внутреннее строение корня. Рассмотрение поперечного среза корня в зоне всасывания.
-
1. Внутреннее строение корня
Рассмотрение продольного среза корня.
-
Зоны молодого корня: I — корневой чехлик; II — зона роста; III — зона корневых волосков (зона всасывания); IV—зона проведения. I —закладывающийся боковой корень; 2 — корневые волоски на эпиблеме; 3 – эпиблема; 4 — экзодерма; 5 — первичная кора; б — эндодерма; 7 — перицикл; 8 — осевой цилиндр; 9 — клетки корневого чехлика; 10 — апикальная меристема. Рассмотрение продольного среза корня.
-
Рассмотрение продольного среза корня. Корневой чехлик находится на верхушке корня и состоит из живых и мертвых клеток. Он защищает живые клетки корня, которые располагаются под ним, от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки корневого чехлика живут недолго, постепенно отмирают. Вместо отмерших клеток постоянно создаются новые. У водных растений корневой чехлик отсутствует. Зона деления клеток находится под корневым чехликом и состоит из клеток, которые всё время делятся. Клетки этой зоны небольших размеров, сильно прижаты одна к другой, имеют тонкие оболочки и большие ядра. Размеры этой зоны – 2-4 мм. Зона растяжения находится выше зоны деления. Клетки живые, растягиваются, вследствие чего корень растет в длину. Зона всасывания находится выше зоны растяжения и состоит из живых клеток. В этой зоне находятся выросты клеток покровной ткани – корневые волоски. Их длина – 10 мм, живут до 20 дней. Новые корневые волоски возникают в виде выростов молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски сильно прилегают к ним и впитывают с грунта почву и минеральные соли. Зона проведения находится выше зона всасывания. В этой зоне происходит ветвление корня, поэтому ее еще называют зоной боковых корней. Ее длина измеряется десятками сантиметров и даже метрами. По клеткам этой зоны вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается к стеблю.
-
2. Рассмотрение поперечного среза корня в зоне всасывания.
а — однодольного, б — двудольного растения: I— центральный (осевой) цилиндр; 2 — остатки эпиблемы; 3 — экзодерма; 4 — паренхима первичной коры; 5 — эндодерма; 6 — перицикл; 7 — флоэма; 8 — ксилема; 9 — пропускные клетки эндодермы; 10 — корневой волосок. Использование микропрепарата «Поперечный срез корня».
-
На поперечном срезе корня под микроскопом модна увидеть разные типы тканей корня растения. Снаружи корень покрыт покровной тканью. Некоторые клетки имеют длинные выросты – это корневые волоски. Под слоем клеток с корневыми волосками находятся клетки коры. Они разной формы и размера. В центре корня находится центральный цилиндр, который состоит из клеток механической ткани, которые обеспечивают укрепление и упругость клеток проводящей ткани; сосудов (ксилема) и ситовидных трубок (флоэма). По сосудам от корня к стеблю движется вода и минеральные вещества, а по ситовидным трубкам передвигается растворенные органические вещества от стебля к корню. Промежутки между тканью и центральным цилиндром заполнены клетками паренхимы.
-
Лабораторная работа №3. внутреннее строение корня в связи с его функциями.
Цель: определить на проростках растений зоны корня растения; ознакомится с особенностями строения корневого чехлика и корневых волосков в связи с функциями, которые они выполняют. Оборудование: проростки фасоли, пшеницы, ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, закрашенная чернилами вода, постоянный препарат «Корень пшеницы».
-
Ход работы Рассмотрите корень проростка фасоли невооруженным глазом, потом под лупой. Найдите корневой чехлик. Его клетки немного темнее и тоньше, чем в других частях корня. Найдите выше корневого чехлика зону деления и растяжения клеток. Выше от нее находится зона всасывания с корневыми волосками и зона проведения.
-
Ход работы Положите корешок проростка пшеницы на предметное стекло в каплю воды, окрашенной чернилами, и рассмотрите при помощи микроскопа (можно использовать постоянный препарат). Сравните то, что увидели под микроскопом, с рисунком. Внимательно рассмотрите корневой волосок, найдите оболочку, цитоплазму, ядро. Нарисуйте корень и подпишите на рисунке его части (корневой чехлик, зоны деления, растяжения, всасывания, проведения).
-
Сделайте выводы. Дайте ответы на вопросы: Какие части корня вы знаете? Что находится на верхушке корня? Из чего состоит корневой чехлик и его какие его функции? Какая особенность строения корневого волоска и какие его функции? Какие функции выполняют клетки зоны деления, растяжения и проведения? Вставьте пропущенные слова. На основе проведенной работы мы установили, что: В строении корня различают… На верхушке корня находится… Корневой чехлик состоит из… Корневые волоски – это… Вони выполняют функцию… Клетки зоны деления и растяжения выполняют функции… Клетки зоны проведения выполняют функцию…
-
литература
Программа по биологии ОШ, 2005. Мусиенко В.Н. Биология, 7 кл, 2007. Богданова Д.К.Биология: Справочник школьника и студента, 2005. Попович В.П., Сало Т.А., Халимон Е.В. Биология в таблицах и схемах. 7-9 кл, 2008. Методическая литература: О.В. Таглина. Биология, разработка уроков. 7 кл. Методическая литература: Бригідир А.З., Вергун І.В. вивчення біології у 7 класі: конспекти уроків.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.