Презентация на тему "Методика самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью"

Презентация: Методика самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Методика самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью" по физкультуре. Презентация состоит из 35 слайдов. Для учеников 5-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.96 Мб.

Содержание

  • Презентация: Методика самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью
    Слайд 1

    Методика самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью

    План 1. Значение, виды, средства самостоятельных оздоровительных занятий физическими упражнениями. 2. Рекомендации по самоконтролю в процессе занятий физическими упражнениями, ведение дневника самоконтроля. 3. Значение занятий физическими упражнениями в семье их разновидности. Семейный туризм как средство ОФК. 4. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями на тропах здоровья.

  • Слайд 2

    Литература

    Грасис А.М. «Родители – тренера, партнеры, судьи. Физкультура и спорт», 1990. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в семье, 1986. Горбунов В.В. «Всей семьей за здоровьем», 1989. Яковлев В.Г. «Физическая культура в семье», 1993. – 286 с. Аксаров А.Г. «Особенности формирования физической культуры в семье». – М., 1992. Гужаловский А.А. «Спортивный уголок в квартире». – Мн.: Полымя, 1993.

  • Слайд 3

    1. Значение, виды, средства самостоятельных оздоровительных занятий физическими упражнениями

    Значение. В настоящее время наиболее актуальной проблемой в сфере ОФК является поиск форм и методов привлечения взрослого населения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Эти занятия не требуют значительной материальной базы, сложного и дорогостоящего личного спортивного снаряжения, большого количества времени. Физическая культура должна помочь человеку многосторонне развить свои способности, усовершенствовать интеллект, трудовые навыки, нравственные черты, физические качества. Физические упражнения повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, в том числе к простудным, улучшают и сохраняют здоровье, ведут к творческому долголетию. Пользу получает любой человек, выполняющий физические упражнения. Но нагрузки должны быть умеренными и дозированными в зависимости от индивидуальных особенностей. Правильное построение занятия способны повысить функции жизненно важных органов, укрепить их взаимосвязь и согласованность, создать предпосылки для использования резервных возможностей человека.

  • Слайд 4

    Основные виды самостоятельных занятий:

    Утренняя гигиеническая гимнастика. Задача утренней гимнастики – помочь человеку быстрее «стряхнуть» с себя дремотное состояние, зарядить энергией нервные центры. Достигается это выполнением в течение 12-20 минут нетрудных физических упражнений. Зарядка состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной части. Вводная часть (2-3 минуты), включает в себя ходьбу и несколько дыхательных упражнений с участием плечевого пояса. Основная часть (10-15 минут) включает вовлечение в движение всех мышечных групп и суставов и выполнение некоторых приемов самомассажа. Следует начинать основную часть обязательно с упражнений для мышц шеи, т.к. это улучшает крово-лимфообращение в ЦНС, устраняет застои крови в венах головы. Затем последовательно проводятся упражнения для всех мышечных групп туловища и конечностей, самомассаж конечностей. Заключительная часть должна способствовать восстановлению нормальной частоты и ритмичности дыхания и сердцебиения, которые могут несколько учащаться во время выполнения упражнений. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление всех мышечных групп туловища и конечностей, 1-2 – дыхательных упражнения с участием плечевого пояса, 1-1,5 минутной ходьбы спокойным прогулочным шагом.

  • Слайд 5

    Циклические упражнения: плавание, ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах. Людям старшего возраста особенно полезна ходьба на лыжах. Ходьба в двух режимах. Повышенный темп рекомендуется начинающим заниматься физкультурой. Общеразвивающие упражнения. За 8-10 мин разминки выполняются 7-8 упражнений (для верхних конечностей, туловища, нижних конечностей). Спортивные игры: волейбол, теннис, футбол - могут быстро снимать утомление. Туризм (рекреационный). При занятиях туризмом происходит долговременное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе. Ритмическая и атлетическая гимнастика. Занятия привлекают людей не старше 40-45 лет. Затем происходит переход к циклическим упражнениям.

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    7 Специфические средства физического воспитания К специфическим средствам физического воспитания относятся средства, специально предназначенные для направленного изменения состояния человека

  • Слайд 8

    ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям

    8 Специфические средства физического воспитания

  • Слайд 9

    9 Неспецифические средства физического воспитания К неспецифическим средствам физического воспитания относятся средства обучения и воспитания, используемые не только в ФВ, но и в различных смежных сферах деятельности

  • Слайд 10

    10 Оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) Неспецифические средства: Гигиенические факторы (общественная и личная гигиена, режим, питание)

  • Слайд 11

    11 Факторы внешней среды (поверхность беговых дорожек, высота над уровнем моря, температура воздуха или воды, солнечная радиация, разнообразные природные явления). Неспецифические средства:

  • Слайд 12

    12 Средства информационного обеспечения (измерительная аппаратура, программно-аппаратные средства моделирования спортивной техники и др.). Неспецифические средства:

  • Слайд 13

    13 Материально-технические средства тренировки (тренажеры и др.). Неспецифические средства:

  • Слайд 14

    14 Неспецифические средства:

  • Слайд 15

    15 Медико-биологические средства воздействия (питание, витаминизация, электростимуляторы, биомеханические стимуляторы, массаж и др.) Неспецифические средства:

  • Слайд 16

    2.Рекомендации по самоконтролю в процессе занятий физическими упражнений, ведение дневника самоконтроля

    Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. Основные задачи самоконтроля: осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью; освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи результатов наблюдений; научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля; закрепить и применить на практике полученные знания.

  • Слайд 17

    Самоконтроль включает наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма. К объективным относятся показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические – длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.; функциональные – ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушения сна и аппетита, ощущение своей работоспособности, ее изменений и др.

  • Слайд 18

    Чтобы выбирать оптимальные нагрузки в процессе самостоятельных занятий, следует вести дневник самоконтроля. В нем регулярно отмечают: дату; характер и продолжительность нагрузки; продолжительность занятий; показатели ЧСС до тренировок, сразу после них и через 5минут; самочувствие после занятий; работоспособность в течение дня; метеоусловия и качество сна. Для анализа динамики основных показателей, отраженных в дневнике, можно пользоваться их графическим изображением. Ведение дневника, периодический анализ его данных в сочетании с медосмотрами позволяет эффективно использовать физическую культуру для поддержания хорошего состояния здоровья.

  • Слайд 19

    Главным вопросом методики самостоятельных занятий является дозирование нагрузки с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Поэтому рекомендации специалистов строятся на оптимальном подборе объема и интенсивности упражнений. Нередко нагрузка в упражнениях аэробного характера нормируется по пульсу (ЧСС). Например, в аэробной гимнастике рекомендуется занимающимся выполнять упражнения, руководствуясь определенной частотой пульса по А.А. Гужаловскому:

    Предельная частота пульса в упражнениях, включаемых в аэробную гимнастику, уд./мин Физическая подготовленность Возраст, лет Хорошо подготовленные Слабо подготовленные 11-20 160 150 21-30 170 160 31-40 160 150 41-50 150 140 51-60 140 130  

  • Слайд 20

    3. Значение занятий физическими упражнениями в семье их разновидности. Семейный туризм как средство ОФК

    Физическая культура ребенка в семье является сложным, длительным и динамическим процессом, требующим от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. В общем виде она охватывает: оптимальное соотношение сна, учебы, труда и отдыха в режиме дня; выполнение правил гигиены (уход за телом, утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание); физкультминуты во время приготовления домашних заданий; выполнение домашних заданий по физической культуре; специально организованные занятия физическими упражнениями целевого назначения (для исправления нарушений осанки, развития двигательных качеств и др.); активный отдых на свежем воздухе (игровая деятельность); спортивные развлечения – катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, купание и др.; прогулки и семейный туризм; участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

  • Слайд 21

    В качестве видов физкультурных занятий семье выступают: оздоровительная ходьба; бег – основным условием является не напрягаться, это затрудняет движение; плавание; туристские походы; аэробика; гребля; велокросс; спортивные игры; посещение бани, сауны.

  • Слайд 22

    Виды оборудования для занятий детей в домашних условиях

    На сегодняшний день промышленностью выпускаются различные по конструкции, габаритом и составу виды оборудования: спортивно-игровой комплекс «Забава» (кольца, канат, качели, трапеция, веревочная лестница, стенка гимнастическая, стенка веревочная); детский спортивный уголок «Мишка» (трапеция, канат, кольца, стенка, канатная (веревочная) лестница, веревочная стенка); домашний стадион «Крепыш» (перекладина, качели, канат, канатная лестница, горка, стенка, брусья); спортивно-игровой «Крепыш» (перекладина, лестница, канат, гимнастическая стенка, качели, наклонная плоскость, бревно и т.д.); детский физкультурный комплекс «Елочка» (перекладина, кольца, стенка гимнастическая, лестница канатная, качели 2 типа, канат и т.д.). В целях страховки при работе на снарядах гимнастического комплекса советуют изготовить матрасы из эластичного материала и постелить его на пол; И др. виды оборудования. 

  • Слайд 23

    Семейный туризм как средство ОФК

    В организации свободного времени семьи видная роль принадлежит туризму, который имеет большое воспитательное и познавательное значение, укрепляет здоровье, способствует физическому совершенствованию и моральной закалке личности. Существует 2 разновидности туризма: плановый (путешествия организуются по платным путевкам через туристские фирмы, базы) и самодеятельный, или спортивный (организация походов осуществляется туристскими клубами, секциями и регламентируется соответствующими правилами). Походы – пешеходные, горные, водные, лыжные, на мотоциклах и велосипедах, на лошадях и т.д. – классифицируются по степени сложности маршрутов (1-6-я категория). Весьма перспективен самодеятельный туризм. Он дает возможность объединиться в одну группу взрослых и детей. Выбрать удобные для всех время и маршрут, испытать себя и своих детей в условиях автономного существования, порой и в экстремальных ситуациях.

  • Слайд 24

    Существующие правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории республики ограничивают участие в них детей. Так, в походах 1-й категории сложности могут участвовать туристы с 14 лет, 2-й – с 15; предусматривается также возможность участия в походах 1-й категории детей с 8 лет (если их число не превышает одной трети группы) вместе с родителями или близкими родственниками. Оптимальный состав группы – 8-12 человек (2-4 семьи). При соответствующей физической и технической подготовке детей можно брать с 3-4 лет. Важно, чтобы в группе были 1-2 опытных участника, побывших не в одном путешествии.

  • Слайд 25

    Подготовка к походу Начинать приобщение к туризму лучше всего с простых маршрутов: по живописным и историческим местам своего района, области, края, республики. После определения вида путешествия и выбора маршрута к походу нужно тщательно подобрать карты, схемы, описания и популярную литературу об этих местах (природа, история, достопримечательности и т.п.), учесть, какие животные и растения по маршруту похода занесены в Красную книгу и требуют особенно бережного отношения. Желательно заранее распределить обязанности между участниками похода: выбрать руководителя, завхоза, санинструктора и т.д. Необходимо составить списки общественного и личного снаряжения, проверить наличие всего необходимого, личных документов, произвести раскладку продуктов, заранее предусмотреть материальное обеспечение детских развлечений (мячи, ракетки для бадминтона, шашки, шахматы, несколько не громоздких и не тяжелых игрушек).

  • Слайд 26

    Проведение похода

    В походе с детьми переходы должны быть неутомительными. Следует помнить, что дети быстро устают и от избытка впечатлений, и от однообразия пути, от длительного сидения в байдарке и т.д. Настроение в базовом лагере и на дневке во многом будет зависеть от того, как утроен бивак. Он, как и весь поход, должен отвечать требованиям охраны окружающей среды. Бивак лучше разбить в красивом, уютном месте.

  • Слайд 27

    4. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями на тропах здоровья

    Литература КолтановскийА.П. Тропы и дорожки здоровья. – М.: ФиС, 1986. – 86 с. Присяжнюк С.И. От тропы здоровья к значку ГТО. – К.: Здоровье, 1985. – 64 с. Денискин Д.Н. Тренажеры во дворе. – М.: ФиС, 1986. – 96с. Шенюженко А.А., Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Использование тренажеров в оздоровительных целях. – К.: Здоровье, 1984. – С.34-38, 127-128. Кривцун В.П. Характеристика, строительство, оборудование и методика занятий на тропах здоровья. – Мн., 1995.

  • Слайд 28

    Тропа здоровья – модифицированный вид «терренкура» в виде применения различных сочетаний ходьбы, бега и физических упражнений различной направленности. Существует два вида троп здоровья: 1. тропы здоровья с дозированной физической нагрузкой на станциях - для лиц молодого возраста. тропы здоровья с дозированной физической нагрузкой между станциями - для лиц старшего и пожилого возраста.

  • Слайд 29

    «Станция» - это небольшая площадка, размещенная с внутренней стороны тропы, размером 5х10 м. На ней устанавливается снаряд или несколько снарядов или приспособлений, а также информационный щит с описанием рекомендуемых упражнений. Протяженность троп от 1500 м до 3000 м, расстояние между станциями от 100 до 300 м. Как правило, станции устанавливают так, чтобы характер выполняемых физических упражнений распространялся на все группы мышц и на развитие всех физических качеств (9-10 станций).

  • Слайд 30

    1. тропы здоровья с дозированной физической нагрузкой на станциях - для лиц молодого возраста

    Занятие на тропах включает в себя многократные повторения ФУ на снарядах, приспособлениях и тренажерных устройствах. Имеют в основном силовой и ациклический характер. Примерно 70 % времени занимающиеся проводят на станциях, а 30 % - между станциями (в виде ходьбы или оздоровительного бега).

  • Слайд 31

    «Ломаная лестница» Передвижение на руках в висе представляет собой 4 марша лестницы. Расстояние между ступеньками 40 см «Штанга» Натуральная штанга весом 30 кг закреплена на столбиках на высоте 120-130 см от земли «Перекладина» Представляет собой четыре перекладины, укрепленные на высоте 170, 190, 200 и 210 см от земли «Брусья» Представляют собой две металлические трубы, установленные на высоте 125 см над землей параллельно. Диаметр каждой 5-6 см, длина 3 метра « Бревно гимнастическое». Изготавливается из бревна диаметром 20 см и длиной 400 см. И др.

  • Слайд 32

    2. Тропы здоровья с дозированной физической нагрузкой между станциями - для лиц старшего и пожилого возраста

    На этой тропе между станциями дозируют ходьбу и бег, а на станциях - упражнения игрового характера. Тропа здоровья представляет собой трассу в лесу или лесопарке, удобную для ходьбы и бега с преодолением естественных или искусственных препятствий. Трассы прокладываются в виде круга, петли, эллипса длиной от 800 до 3000 м. На трассе тропы здоровья устанавливают станции на расстоянии от 100 до 500 м друг от друга. На этой тропе не нужно применять много усилий. Здесь упражнения носят преимущественно аэробный характер. Занятия на этих тропах рекомендуются также лицам со слабой физической подготовкой.

  • Слайд 33

    Для того чтобы заниматься на тропе здоровья, занимающимся необходимо иметь: план-схему тропы здоровья; приборы датчики ритма; информацию рекомендуемой интенсивности ходьбы и бега по количеству шагов в минуту; инструкцию по методике выполнения упражнения на станциях и оценке его выполнения; рекомендации по методике самоконтроля; пройти инструктаж по технике безопасности.

  • Слайд 34

    К современным типам троп здоровья можно отнести экологические тропы, тропы здоровья, велодорожки, лыжные и лыже-роллерные трассы.

  • Слайд 35

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке