Содержание
-
Особенности сенсомоторного развития, крупной и мелкой моторики и двигательной координации у детей дошкольного возраста
Подготовила: инструктор по физической культуре Маврова Е.Л. МБДОУ «Детский сад № 21» г . Балахна, Нижегородская обл.
-
Актуальность
Сенсомоторное воспитание способствует: Интеллектуальному развитию детей Успешной готовности детей к обучению в школе Развитию у детей мелкой и крупной моторики рук и успешному овладеванию навыками письма и навыками ручной умелости Психоэмоциональному благополучию
-
Цель : Задачи: выявить взаимосвязь сенсорного развития с развитием мелкой и крупной моторики руки и двигательной координации детей.. Развивать профессиональные умения педагогов наполнять подвижные игры сенсорным содержанием, обеспечив всестороннее развития ребенка-дошкольника дать характеристику понятию «сенсомоторика» и проанализировать связь сенсорики и моторики; определить особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста; уточнить способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. проанализировать подвижные игры для различного возраста периода дошкольного детства.
-
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
-
Через какие познавательные процессы ребенок познает мир?
Зрительное восприятие — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему. Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодию. Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения. Осязательное и обанятельное - восприятие запахов, вкуса окружающих предметов.
-
Возрастные особенности сенсомоторного развития детей
Ранний возраст (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность Младший дошкольный возраст (3-4 года)– восприятие носит предметно-манипулятивный характер Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – преобладают процессы сравнения, сопоставления свойств предметов Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – познание приобретает характер экспериментирования, исследовательской деятельности Дошкольный возраст (3-7 лет) – зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; Осваиваются сенсорные эталоны; Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется..
-
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
Дидактические игры Пальчиковая гимнастика Логоритмические упражнения физкультминутки Подвижные игры Художественно-творческая деятельность Театрализованная деятельность Игры с песком, водой Игы с массажерами Навыки в повседненвной жизни физкультминутки
-
Дидактические игры
-
Пальчиковая гимнастика
-
Логоритмика/физкультминутки
-
Театрализованная деятельность
-
Художественно-творческая деятельность
-
Шариковые ванны
-
Игры с песком и водой
-
Игры с массажерами
-
«Сенсорная тропа для ног»
-
навыки в повседневной жизни
-
Подвижные игры (младший/средний возраст)
Развитие зрительного восприятия Игры, направленные на развитие зрительного восприятия, координации движений, ориентации в пространстве: «Найди свой цвет» (кубики, флажки, листочки и др) «Собери по цвету (форме)» - «Салют» «Найди парный листик (снежинку)» (ср.гр – по двум признакам) «Цветные автомобили» «Закати мяч на горку» «Сбей кеглю своего цвета» «Найди игрушку» «Найди свой коврик» (плоскостные фигуры) «Мячики и кубики» (по 2 признакам: по цвету и форме; плоскостные и объемные фигуры)
-
Развитие слухового восприятия «Угадай, кто позвал?» «Угадай, где звенел колокольчик?» «Угадай, где постучали?» «Найди предмет, который звучал» «Громко – тихо» Развитие тактильных ощущений «Найди предмет, как в «Чудесном мешочке» «Мячики и кубики»
-
Подвижные игры (старший дошкольный возраст)
Развитие зрительного восприятия Игры с карточками-схемами «Сделай фигуру» «Подбери как можно больше предметов по схеме» Угадай, что за игра?» «Собери и повтори последовательность упражнения» Игры, направленные на зрительное восприятие цвета, формы, : «Геометрические снежинки (листочки)» (, двум, трем признакам) Игры с пособием «Парашют» (Найди цвет», «Поменяемся местами», Игры, развивающие осязательное восприятие объемных предметов: «Мячики и кубики» и другие геометрические тела. «Найди похожий на циллиндр» «Кто быстрее выложит свой коврик» (плоскостные и объемные фигуры)
-
Игры, направленные на координацию движений, ориентацию в пространстве по зрительным ориентирам: «Чье звено быстрее соберется» «У солдат порядок строгий» «Найди свое место в колонне» «Мяч через сетку» «Кто дальше бросит мешочек» «Охотники и звери» «Допрыгни до флажка» Игры, направленные на запоминание последовательности «Повтори движение»; «Делай, как я»
-
Развитие слухового восприятия Игры, направленные на определение источника звука, развитие слухового внимания, ориентации в пространстве: «Где позвонили?» «Жмурки с колокольчиком» «Жмурки с голосом (хлопками)» «У кого колокольчик?» «Угадай, чей голосок» (с изменением голоса) «Улиточка» «Лягушка» «Часовой» Игры с пособием «Парашют» («Поменяемся местами», «Кто спрятался». и др.) «Ветер и птицы» Игры, направленные на развитие ориентации в пространстве, координации движений, чувства ритма: «Сколько раз ударю в бубен, столько раз подпрыгнуть нужно» (и с другими заданиями) «Тихо – громко» «Точно повтори за мной» (с хлопками и т.д) «Точно выполни задание»
-
Система работы
Участие в педагогическом совете Изучение методической литературы, создание новых вариантов подвижных игр Создание условий для проведения игр (обогащение предметно-развивающей среды) Организация сенсомоторных подвижных игр с детьми в помещении и на воздухе Всестороннее развитие ребенка
-
Литература:
Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с. Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1979.-96 с. https://podrastu.ru/psikhika/vospriyatie/vosprijatie-rebenka.html
-
Мои контакты: МБДОУ «Детский сад № 21» г. Балахна, Нижегородская обл. почта: usp-elena.mavrova@yandex.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.