Содержание
-
Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы
-
Что такое здоровье?
Здоровье – это не просто отсутствие болезни. Это также способность организма быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям среды, способность к оптимальному выполнению профессиональных, общественных и биологических функций. Здоровье – одна из предпосылок счастья, полноценной жизни человека.
-
Проблемы здоровьесбережения в образовательном учреждении
учебные перегрузки учащихся, приводящие к переутомлению; « Школьные стрессы»; распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей; неправильная организация физической активности учащихся, профилактики гиподинамии; патологические нарушения, непосредственно связанные с образовательным процессом ( школьные болезни); низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья; отсутствие тесного сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей; - некомпетентность большинства педагогов в вопросах здоровьесбережения.
-
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий
Сформировать полноценное понимание основ жизни у учеников, осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников) Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в повседневной жизни. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
-
Группы здоровьесберегающих технологий
1. Медико - гигиенические технологии. 2. Физкультурно - оздоровительные технологии. 3. Экологические здоровьесберегающие технологии. 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно- обучающие.
-
Принципы здоровьесберегающих технологий
- принцип ненанесения вреда; единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья; - принцип непрерывности и преемственности; принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; - принцип медико- психологической компетентности; - приоритет активных методов обучения; принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии; принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье; принцип контроля за результатами применения здоровьесберегающих технологий.
-
Факторы, влияющие на здоровье человека
1. Образ жизни (см. критерии здорового образа жизни) - 50-55 %. 2. Экологический фактор – 20-25 %. ( распространены заболевания, связанные с экологией, природно-климатические условия.). 3. Биологический фактор – 20 % (негативный)- генетические заболевания ( всего около 600 заболеваний, например, синдром Дауна). 4. Охрана здоровья с помощью медицины – 10 %.(в России медицинская помощь – лечебная, на западе – профилактическая). Комплексная оценка физического здоровья позволяет: выявить слабые звенья и целенаправленно воздействовать на них; составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность; спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний; - определить биологический возраст человека.
-
Факторы риска
1. Малая двигательная активность. 2. Нарушения в питании и переедание. 3.Нарушение экологической среды. 4. Алкоголизм, наркомания, курение. 5. Психологические стрессы. В организме человека заложены огромные резервные возможности, которые, по расчетам специалистов, должны были бы обеспечить людям среднюю продолжительность жизни в 125 – 150 лет
-
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Он обеспечивает гармоническое развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и продление творческого долголетия. По данным ученых, здоровый образ жизни более чем на 50 % определяет состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: 1.Плодотворный труд. 2.Рациональный режим труда и отдыха. 3.Искоренение вредных привычек. 4.Оптимальный двигательный режим. 5.Личная гигиена. 6.Закаливание. 7.Рациональное питание.
-
Активная жизненная позиция
А – отношение к вредным привычкам , алкоголь. Б - отношение к своему здоровью в третий возрастной период (пенсионный) 1-й период – период обучения в школе. 2-й период – рабочий, после обучения, пока человек работает. 2. Удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт. 3. Полноценный отдых. 4. Психологическая удовлетворенность (комфорт) в семье. 5. Регулярная физическая и двигательная активность. 6. Сбалансированное питание (количество и качество). 7.Высокая медицинская активность населения, уровень медицинских знаний населения. Частота обращений к врачу профилактически. 8.Экономическая и социальная независимость.
-
Показатели рациональной организации учебного процесса
1. Оптимальный объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий. 2. Рационально составленное расписание учебных занятий. 3. Допустимая нагрузка от дополнительных занятий в школе (факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (частота, продолжительность,виды и формы работы). 4.Секционные и кружковые занятия, их частота, продолжительность, виды и формы занятий. 5.Занятия активно-двигательного характера. 6. Динамические паузы. 7. Уроки физической культуры
-
Профилактические научно-обоснованные управленческие решения по созданию здоровьесберегающей среды
1. Качественное проведение уроков физической культуры. 2. Увеличение объема двигательной активности детей (секции, кружки). 3. Обязательная работа спецмедгрупп, групп ЛФК, с ослабленными детьми по индивидуальным программам. 4. Правильно составленное расписание. 5. Учет периодов работоспособности детей на всех уроках. 6. Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка. 7. Наличие эмоциональных разрядок на всех уроках. 8. Чередование позы детей с учетом вида деятельности. 9. Использование физкультурных пауз на уроках, подвижные перемены. 10. Проведение спортивных внеклассных мероприятий, Дней Здоровья, соревнования, олимпиады, конкурсы и т.д. 11. Закаливание детей в условиях школы и семьи. 12. Отсутствие психологических травм, «школьных стрессов».
-
13. Профилактика травматизма (инструктирование по ОТ, страховка, самостраховка, содержание спортивного оборудования в исправном состоянии). 14. Санитарно-гигиеническое состояние учреждения согласно нормам СанПиН. 15. Освещенность в спортзале, классах согласно нормам. 16. Поддержание температурного режима, проветривание. 17. Эстетическое оформление учреждения, спортзала. 18. Правильная организация качественного, сбалансированного питания, витаминизация детей. 19. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании с привлечением узких специалистов. 20. Недопущение учебных перегрузок.
-
21. Качественное медицинское обслуживание детей в школе. 22. Высокий уровень знаний учащихся по вопросам здоровья. 23. Компетентность всех учителей в вопросах здоровьесберегающих технологий, умение оказать первую доврачебную помощь. 24. Введение паспортов Здоровья (оценка динамики состояния здоровья обучающихся и его корректировки). 25. Формирование у детей и их родителей здорового образа жизни. 26. Совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания. 27. Совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения. 28. Взаимодействие учителей физической культуры и родителей по вопросам здоровьесбережения детей (консультации, лекции, выступления на родительских собраниях, издание памяток).
-
Основные пути совершенствования физического воспитания школьников
развитие материально – технической базы, физкультурно- массовой и спортивной работы с детьми и подростками; - действенная пропаганда в средствах массовой информации занятий физкультурой и спортом, здорового образа жизни, включая запрет на рекламу пива, табакокурения во время активного просмотра детьми телепередач и торговли в местах, находящихся вблизи образовательных учреждений; -переориентирование технологии физического воспитания на индивидуально-личностный подход как при оценке физической подготовленности, так и в методиках ее совершенствования; -создание нормативов физической работоспособности и подготовленности детей различных возрастно- половых групп;
-
-повышение профессионализма и компетентности психолого-медико- педагогического персонала образовательных учреждений; -развитие широкой сети физкультурно- оздоровительных учреждений для детей и подростков; - проведение конкурсов на самый здоровый класс; - введение паспортов Здоровья в общеобразовательной школе; - разработка памятки о здоровье для учащихся и их родителей; -проведение плановых лекций по здоровьесберегающей тематике для учащихся и их родителей; - создание кабинетов ЛФК для школьников по кустовому методу; - разработка программы «Школа работы с родителями по оздоровлению детей в домашних условиях».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.