Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
В презентации "Щелочные и щелочноземельные металлы" по химии в доступной и краткой форме изложена информация о щелочных металлах - их свойствах и применении человеком. Состоит из 21 слайда, содержит информацию о истории открытия элементов. Кроме того, включает в себя вопросы для закрепления изученного материала.
Муравьева Н.А. – учитель химии МОУ «Арбузовская сош»
Слайд 2
Щелочные металлы – элементы IA группы
Перечислите известные вам щелочные металлы.
Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех щелочных металлов?
Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы.
Что имеют в виду говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3
Из истории открытия элементов
19 ноября 1907 года в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов –натрия и калия.
На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4
Слайд 5
3 января 1959 года
В небе появилась комета. Необычная комета – искусственная: из летящей к Луне советской космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля-Луна.
Это было первое космическое применение натрия.
Слайд 6
Физические свойства
Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
Как изменяются температуры кипения и плавления?
Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7
Применение щелочных металлов
Электровакуумная техника
В мощных осветительных лампах
Производство органических веществ
Производство сверхлегких сплавов
Гальванические элементы для космических аппаратов
Фотоэлементы
Очистка инертных газов
Теплоноситель в ядерных реакторах
Часы
Li
Na
Cs
Rb
K
Слайд 8
Соединения щелочных металлов
В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющее средство. Скорее всего оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позже греческие авторы –Аристотель, Диоскорид.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Поваренная соль.
Калиевая селитра.
Поташ
Слайд 9
Химические свойства
Используя схему напишите уравнения соответствующих реакций.
NaH
HCl NaCl Na Na2O (Na2O2)
NaNO3 NaOH Cu(OH)2
Na2CO3 NaHCO3
Слайд 10
Щелочноземельные металлы-элементы IIA группы
Щелочноземельными являются не все элементы IIА группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи.
Напишите уравнения реакции любого из оксидов металлов с водой.
Ca
Sr
Ba
Ra
Слайд 11
Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов
Слайд 12
Кальций –типичный представитель щелочноземельных металлов
Дайте названия соединениям кальция:
CaO
Ca(OH)2
CaCO3
CaHCO3
Вспомните тривиальные названия этих веществ
Как изменяются свойства элементов IIA группы с увеличением размера атомов и образуемых ими ионов при движении по группе сверху вниз?
Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов.
Слайд 13
Жесткость воды
Слайд 14
Химические свойства
Слайд 15
Генетический ряд кальция
Са СаО Са(ОН)2
СаСО3
Са(НСО3)2
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.
Слайд 16
Кальций в природе
Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел.
Вспомните формулу этих горных пород.
В чем их отличие?
Слайд 17
Мел, известняк, мрамор не растворяются в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых, как природная вода.
При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:
Если порода залегает под тонким слоем почвы – образуются провалы;
Слайд 18
Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?
2. Если породы залегают на большой глубине – возникают подземные карстовые пещеры.
Какие химические реакции при этом происходят?
Слайд 19
При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят?
Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре
Слайд 20
Каково значение щелочных и щелочно-земельных металлов в жизни человека?
Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группах при увеличении заряда ядра?
Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?
Слайд 21
Спасибо за работу!
Посмотреть все слайды
Конспект
МОУ «Арбузовская сош» Павловского района Алтайского края
Урок химии
«Щелочные и щелочноземельные металлы»
Разработала
учитель химии Муравьева Н.А.
Арбузовка 2011
Щелочные и щелочноземельные металлы.
(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе с использованием компьютера)
Урок проводится как повторительно-обобщающий по данной теме, так как свойства щелочных металлов, т.е. химических элементов IА группы, были рассмотрены в 8 классе, свойства кальция – элемента IIА группы - в 9 классе. У детей уже есть определенные знания, которые необходимо вспомнить в ходе урока и систематизировать. Слайды этой презентации можно использовать и при объяснении соответствующих тем в 8 и 9 классах.
На уроке ученики на основе информации на слайдах должны вспомнить полученную ранее информацию о щелочных и щелочноземельных металлах, осознать значение их в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.
Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.
Тип урока – повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.
Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, составлению уравнений реакций, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, обсуждение результатов работы.
Цели и задачи урока.
Обучающие. Создать условия: для систематизации и расширения знаний и умений по данной теме; для закрепления понятий о щелочных и щелочно-земельных металлах и взаимосвязи между группой элементов и их свойствами; показать насколько велико значение этих элементов в жизни человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений реакций, характеризующих происходящие в природе процессы с опорой на имеющийся жизненный опыт.
Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития: умений выделять главное; отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.
Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для демонстрации опытов.
Слайд 1. Тема «Щелочные и щелочноземельные металлы».
Учитель: Вы уже знакомились с основными представителями этих групп элементов. Вспомните, где в Периодической таблице они расположены. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать имеющиеся у вас знания об этих металлах.
Основная часть урока.
Слайд 2. Щелочные металлы – элементы IА группы.
- Перечислите известные щелочные металлы.
- Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех
щелочных металлов?
- Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы?
- Что имеют в виду, говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3. Из истории открытия элементов.
19 ноября 1907 г. в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов – натрия и калия. На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4. Биографическая справка о Г. Деви.
Слайд 5. 3 января 1959 г.
В небе появилась комета. Необычная комета, искусственная. Из летящей к Луне космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля – Луна. Это было первое космическое применение натрия.
- Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
- Как изменяются температуры плавления и кипения в группе?
- Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7. Применение щелочных металлов.
Li – производство сверхлегких сплавов, очистка инертных газов, гальва-
нические элементы для космических аппаратов.
Na – теплоноситель в ядерных реакторах, в электровакуумной технике,
в мощных электроосветительных лампах, в производстве органических
веществ.
Cs – в фотоэлементах.
Rb – в производстве часов.
Слайд 8. Соединения щелочных металлов.
В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющееся средство. Скорее всего, оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позднее греческие авторы – Аристотель, Диоскорид.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Калиевая селитра.
Поташ (Проверка правильности составления формул).
Слайд 9. Химические свойства.
Используя схему, напишите уравнения соответствующих реакций:
NaH
↑
HCl ← NaCl ← Na → Na2O (Na2O2)
↓
NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2
Na2CO3 NaHCO3
(Проверка правильности написания уравнений у одного двух учеников в тетрадях)
Слайд 10. Щелочно-земельные металлы – элементы IIA группы.
Щелочно-земельными являются не все элементы IIA группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи. Демонстрация опыта «Гашение извести».
Напишите уравнение реакции любого из оксидов металла с водой.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.
МОУ «Арбузовская сош» Павловского района Алтайского края
Урок химии
«Щелочные и щелочноземельные металлы»
Разработала
учитель химии Муравьева Н.А.
Арбузовка 2011
Щелочные и щелочноземельные металлы.
(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе с использованием компьютера)
Урок проводится как повторительно-обобщающий по данной теме, так как свойства щелочных металлов, т.е. химических элементов IА группы, были рассмотрены в 8 классе, свойства кальция – элемента IIА группы - в 9 классе. У детей уже есть определенные знания, которые необходимо вспомнить в ходе урока и систематизировать. Слайды этой презентации можно использовать и при объяснении соответствующих тем в 8 и 9 классах.
На уроке ученики на основе информации на слайдах должны вспомнить полученную ранее информацию о щелочных и щелочноземельных металлах, осознать значение их в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.
Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.
Тип урока – повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.
Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, составлению уравнений реакций, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, обсуждение результатов работы.
Цели и задачи урока.
Обучающие. Создать условия: для систематизации и расширения знаний и умений по данной теме; для закрепления понятий о щелочных и щелочно-земельных металлах и взаимосвязи между группой элементов и их свойствами; показать насколько велико значение этих элементов в жизни человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений реакций, характеризующих происходящие в природе процессы с опорой на имеющийся жизненный опыт.
Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития: умений выделять главное; отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.
Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для демонстрации опытов.
Слайд 1. Тема «Щелочные и щелочноземельные металлы».
Учитель: Вы уже знакомились с основными представителями этих групп элементов. Вспомните, где в Периодической таблице они расположены. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать имеющиеся у вас знания об этих металлах.
Основная часть урока.
Слайд 2. Щелочные металлы – элементы IА группы.
- Перечислите известные щелочные металлы.
- Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех
щелочных металлов?
- Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы?
- Что имеют в виду, говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3. Из истории открытия элементов.
19 ноября 1907 г. в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов – натрия и калия. На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4. Биографическая справка о Г. Деви.
Слайд 5. 3 января 1959 г.
В небе появилась комета. Необычная комета, искусственная. Из летящей к Луне космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля – Луна. Это было первое космическое применение натрия.
- Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
- Как изменяются температуры плавления и кипения в группе?
- Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7. Применение щелочных металлов.
Li – производство сверхлегких сплавов, очистка инертных газов, гальва-
нические элементы для космических аппаратов.
Na – теплоноситель в ядерных реакторах, в электровакуумной технике,
в мощных электроосветительных лампах, в производстве органических
веществ.
Cs – в фотоэлементах.
Rb – в производстве часов.
Слайд 8. Соединения щелочных металлов.
В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющееся средство. Скорее всего, оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позднее греческие авторы – Аристотель, Диоскорид.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Калиевая селитра.
Поташ (Проверка правильности составления формул).
Слайд 9. Химические свойства.
Используя схему, напишите уравнения соответствующих реакций:
NaH
↑
HCl ← NaCl ← Na → Na2O (Na2O2)
↓
NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2
Na2CO3 NaHCO3
(Проверка правильности написания уравнений у одного двух учеников в тетрадях)
Слайд 10. Щелочно-земельные металлы – элементы IIA группы.
Щелочно-земельными являются не все элементы IIA группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи. Демонстрация опыта «Гашение извести».
Напишите уравнение реакции любого из оксидов металла с водой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.