Содержание
-
Классификация химических реакций.
-
Цели урока:
Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях. Выявить сущность химических реакций и рассмотреть их классификации по разным признакам. Выявить единство и взаимосвязь химических превращений между органическими и неорганическими веществами. Формировать умения логически мыслить, составлять схемы, делать выводы.
-
Повторение ранее изученного.
Понятие о химической форме движения материи. Сущность химической реакции. Закон сохранения массы вещества. Признаки и условия протекания химических реакций.
-
1.Реакции осуществляются благодаря особой форме движения материи – химической. При этом происходит взаимодействие атомов, последнее приводит к образованию молекул. 2. Сущность хим. Реакции сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновение новых связей в продуктах реакции. 3. Масса веществ вступивших в реакцию равна массе образовавшихся веществ.
-
Обобщение знаний .
В курсе неорганической и органической химии вы познакомились с различными типами химических реакций. Обобщим этот материал и рассмотрим по каким признакам и на какие группы подразделяются химические реакции.
-
I. По изменению степени окисления.
1.В которых изменяются степени окисления 2. В которых не изменяются степени окисления. Вспомнить что такое степень окисления?
-
Процессы, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, т.е. происходит переход или смещение электронов от атомов одних элементов к атомам других элементов, называют окислительно-восстановительными реакциями. 2N-3H3 + 3O20 = N02 + 6 H2O-2 2N-3 -6e = N02 6 3 2 O02 + 4e = 2 O-2 4 2 3
-
II. По числу и составу исходных и образующихся веществ.
1.Реакция разложения – реакция в результате которой из одного вещества образуются два или несколько других веществ. Пример: 2 CH4 = C2H2 + 3H2 2 KCIO3 = 2KCI + 3O2 2. Реакция соединения- реакция в результате которой из двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество. Пример:2 Fe + 3CI2 = 2 FeCI3 C2H2 + H2O CH3COH
-
3. Реакция замещения- реакция между простым и сложным веществами, при этом атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Пример:2 AgNO3 + Fe = Fe(NO3)2 + 2Ag 4. Реакция обмена – реакция протекающая между двумя сложными веществами, которые обмениваются составными частями. Пример:Fe2 (SO4 )3 + 3 BaCI2 = 3 BaSO4 +2 FeCI3
-
Обратите внимание.
Если данная реакция, обмена или замещения протекает в водном растворе и в ней участвуют ионы, то кроме молекулярного уравнения необходимо записать полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Запомнить: реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях: если в результате реакции А) выделяется газообразное вещество Б) выпадает осадок Г) образуется малодиссоциирующее вещество. Выполнить упр. 3 с.48
-
III. По тепловому эффекту.
Тепловой эффект химической реакции- количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции. 1.Экзотермические – реакции, протекающие с выделением теплоты. Пример:H2(г) + CI2(г) = 2HCI(г) +184.6 кДж 2. Эндотермические- реакции, протекающие с поглощением теплоты. Пример:N2(г) + O2(г) = 2NO(г) - 90.4кДж
-
Теплота образования – количество теплоты, которое выделяется или поглощается при образовании одного моля соединения из простых веществ. Пример: Теплота сгорания- количество теплоты, которое выделяется при сгорании одного моля вещества. Пример: Химические уравнения, в которых указано количество теплоты, выделяемое или поглощаемое при реакции называют термохимическими.
-
IV. По признаку необратимости.
1.Необратимые реакции – реакции , которые протекают до конца, т.е. до полного израсходования одного из реагирующих веществ. Пример:AICI3 + 3AgNO3 = 3AgCI + AI(NO3)3 2. Обратимые реакции – реакции , протекающие при данных условиях во взаимно противоположных направлениях. Пример:N2 + O2 2NO - Q
-
V. Протекание реакций в одинаковых или разных фазах.
1.Гомогенная реакция – реакция, в которой реагенты составляют одну фазу ( т.е. отсутствует поверхность раздела между реагирующими веществами). Пример: газ+газ, жидкость +жидкость. 2. Гетерогенная реакция- реакция, в которой реагенты находятся в разных фазах ( т.е. вещества отделены друг от друга поверхность раздела) пример: твердое в-во + газ, твердое в-во + жидкость
-
VI. Участие катализатора.
Катализатор – вещество, которое изменяет скорость химической реакции, но само не расходуется в результате ее протекания. 1.Каталитическая реакция – реакция , протекающая в присутствии катализатора. 2. Некаталитическая реакция – реакция, протекающая без присутствия катализатора.
-
Закрепление знаний.
Разобрать реакцию с точки зрения различных классификаций. пример: 2H+1O-2 2H20 + O02 - Q
-
Эта реакция: окислительно- восстановительная, разложения, эндотермическая, обратимая, гетерогенная, некаталитическая.
-
Механизмы реакций в органической и неорганической химии.
1.Реакции, протекающие по радикальному механизму. Пример: CH4 + CI2 CH3CI + HCI 2. Реакции протекающие по ионному механизму. Пример:CH2=CH2 + HBr CH3-CH2Br
-
Особенности классификации реакций в органической химии.
А) реакции соединения – гидрирования, гидратации, полимеризации и др. Б) реакции разложения – дегидрирование, дегидратация, гидролиз органических веществ и др. В) реакции замещения – предельных с галоганами, ароматических с галогенами и др. Г) реакции обмена – кислоты+ спирты.
-
Вывод.
Независимо от того, между какими веществами – органическими или неорганическими – происходят превращения, для них всегда характерны одни и те же закономерности.
-
Домашнее задание.
§ 11 , упр.8 , задача 1 с.48
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.