Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по химии на тему "Лабораторное оборудование, посуда и средства защиты". Состоит из 18 слайдов,на которых в кратком и доступном виде описано лабораторное оборудование кабинета химии.
Лабораторное оборудование, посуда и средства защиты
pptcloud.ru
Слайд 2
Химическая лаборатория
Слайд 3
Чтобы работа в кабинете химии была безопасной и плодотворной, юным и не очень юным исследователям, почетным учёным и именитым химикам, даже нобелевским лауреатам, т.е. всем необходимо соблюдать правила техники безопасности
Слайд 4
Средства защиты
Защитные очки – оптическое средство защиты глаз
Средства защиты дыхательных путей
Халат для защиты от кислот
Слайд 5
Кабинет химии и Лаборатория
Демонстрационный стол
Шкаф
вытяжной
Слайд 6
Для проведения опыта, эксперимента используют специальную посуду
Лоток для проведения опыта
Слайд 7
Лабораторная посуда
Пробирка
Колба Кьёльдаля коническая
Слайд 8
колба круглодонная
воронка
Слайд 9
Мерная посуда
цилиндр
мензурка
мерная пробирка
Слайд 10
Мерный стакан
Весы технические
Слайд 11
И еще о посуде…
воронка
делительная
колба Вюрца
перегонная
кристаллизатор
Слайд 12
Лабораторное оборудование
штатив для пробирок
штатив
Слайд 13
Специальные принадлежности
Ложечка для сжигания
щипцы
Держатель для пробирок
Слайд 14
Нагревательные приборы спиртовка
Слайд 15
Приёмы нагревания
Слайд 16
Простейшие приёмы
Слайд 17
Слайд 18
Посмотреть все слайды
Конспект
Автор: учитель химии Немухина Надежда Ромуальдовна
Место работы: МБОУ СОШ № 1 г. Королева М.О.
Модульный урок по теме: "Концентрированная серная кислота"
Слайд 2.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:
Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.
5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.
6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.
7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.
8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.
Количество баллов: _______
2. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие физические свойства характерны для серной кислоты.
Серная кислота
Слайд 6.
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический.
H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая.
Слайд 7.
H2SO4 (конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Слайд 8.
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь). Самостоятельно впишите формулы в блок данного модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 9.
Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
Серная кислота взаимодействует:
1). С оксидами различных металлов:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
2). С основаниями:
2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О
3). С солями:
K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. При этом могут образовываться различные продукты восстановления серной кислоты (S, H2S, SO2).
При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2.
На холоду H2SO4(конц.) пассивирует некоторые металлы. Например, алюминий, железо, хром.
Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду)
Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование молочного белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
3. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания на практике.
Инструктаж для учащихся
Работайте аккуратно и внимательно. Не забывайте о правилах техники безопасности.
При работе используйте Приложение 1 и материал блока УЭ -1.
В конце урока сдайте модуль УЭ-2 учителю.
Постановка проблемных вопросов.
Обобщающая работа со всеми блоками.
Задание
Выполните химические превращения, составьте соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах серной кислоты.
Слайд 10.
Опыт № 1.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11.
Опыт 2.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром.
Слайд 12.
Опыт 3.
Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами.
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13.
Опыт 4.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка.
Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами.
Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат.
Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
Слайд 15.
Закрепление знаний.
Ответьте на вопросы:
1). Можно ли при попадании на кожу концентрированной серной кислоты смыть ее водой? Почему?
2). Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой пробирке соляная кислота, а в какой серная? Почему?
4. УЭ–3 Самостоятельная работа (выходной контроль).
Задача: проверка знаний учащихся.
Слайд 16.
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перекрестная самопроверка.
1 вариант
1). Только восстановительные свойства проявляет:
S
SO2
H2SO4
H2S
2). Свойства разбавленной серной кислоты иллюстрирует схема:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2S + Н2O
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
2Аg + 2H2SO4= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О
Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О
3). При разбавлении концентрированной серной кислоты водой:
Воду наливают в кислоту.
Кислоту наливают в воду.
Смешивают воду и кислоту одновременно.
Порядок смешивания веществ не имеет значения.
4). При взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью получают:
CuSO4 и H2
CuO и H2O
CuSO4 , H2O и SO2
CuO и H2
5). Разбавленная серная кислота не реагирует с:
Ртутью
Железом
Цинком
Алюминием
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перекрестная самопроверка.
2 вариант
1). Только окислительные свойства проявляет:
H2SO4
H2SO3
H2S
S
2). Качественная реакция на сульфат-ион:
ВаCl2+ H2SO3 = ВаSO3 + 2HCl
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О
3). При попадании органического вещества в концентрированную серную кислоту происходи его:
Растворение.
Обугливание.
Отсутствие видимых изменений.
Выделение тепла.
4). При взаимодействии раствора серной кислоты с серебром получают:
Ag2SO4 и H2
Ag2O и H2O
Реакция не протекает
Ag2SO4 , SO2 и H2O
5). Концентрированная серная кислота не реагирует с:
Углеродом
Алюминием
Магнием
Медью
Слайд 17.
Домашнее задание.
5. УЭ–4. Рефлексия.
Слайд 18.
Работа рассчитана на 2–3 минуты.
Учащиеся получили карточки двух цветов: желтую и зеленую.
При положительном ответе на вопрос поднимается желтая карточка, при отрицательном – зеленая.
1. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы?
2. Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента?
3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций?
4. Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни?
5. Понравился ли Вам урок?
6. Было ли Вам удобно работать с модульными блоками?
Слайд 19.
Автор: учитель химии Немухина Надежда Ромуальдовна
Место работы: МБОУ СОШ № 1 г. Королева М.О.
Модульный урок по теме: "Концентрированная серная кислота"
Слайд 2.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:
Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.
5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.
6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.
7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.
8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.
Количество баллов: _______
2. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие физические свойства характерны для серной кислоты.
Серная кислота
Слайд 6.
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический.
H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая.
Слайд 7.
H2SO4 (конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Слайд 8.
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь). Самостоятельно впишите формулы в блок данного модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 9.
Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
Серная кислота взаимодействует:
1). С оксидами различных металлов:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
2). С основаниями:
2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О
3). С солями:
K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. При этом могут образовываться различные продукты восстановления серной кислоты (S, H2S, SO2).
При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2.
На холоду H2SO4(конц.) пассивирует некоторые металлы. Например, алюминий, железо, хром.
Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду)
Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование молочного белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
3. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания на практике.
Инструктаж для учащихся
Работайте аккуратно и внимательно. Не забывайте о правилах техники безопасности.
При работе используйте Приложение 1 и материал блока УЭ -1.
В конце урока сдайте модуль УЭ-2 учителю.
Постановка проблемных вопросов.
Обобщающая работа со всеми блоками.
Задание
Выполните химические превращения, составьте соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах серной кислоты.
Слайд 10.
Опыт № 1.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11.
Опыт 2.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром.
Слайд 12.
Опыт 3.
Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами.
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13.
Опыт 4.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка.
Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.