Содержание
-
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга
-
Мышление - активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи. ♦ стадия предварительной ориентировки в условиях задачи; ♦ стадия формирования программы и выбора средств решения задачи (т. е. стадию выработки общей стратегии ее решения); ♦ стадия непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи; ♦ стадия контроля за промежуточными и конечным результатами; ♦ стадия сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.
-
♦ недостаточно изучена связь интеллектуальной деятельности с другими познавательными процессами, а также с потребностно-мотивационной сферой субъекта, его личностными характеристиками; ♦ остаются нераскрытыми закономерности творческого интеллекта, «продуктивного мышления», процессов интуиции; ♦ недостаточно изучена проблема уровневой организации мышления, возможности рефлексии разных этапов интеллектуальной деятельности и др.
-
Нарушения мышления при различных по локализации поражениях головного мозга
При поражении левой височной области на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии интеллектуальные процессы не остаются интактными. Больные могут правильно выполнять следующие действия: оперировать пространственными отношениями элементов; выполнять арифметические операции (в письменном виде); решать задачи на поиск последовательности наглядно-развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин) и др. У них грубо нарушены те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. При поражении теменно-затылочных отделов мозгавозникает целая совокупность дефектов, связанных с трудностями пространственного анализа и синтеза. Происходит выпадение (или ослабление) оптикопространственного фактора.
-
Поражение премоторных отделов левого полушария - синдром динамической афазии- нарушение динамики вербально-логического мышления. Поражение лобных префронтальных отделов мозга сопровождается серьезными нарушениями интеллектуальных процессов - распад самой структуры интеллектуальной (как и всякой другой) психической деятельности.
-
Формы интеллектуальных дефектов(по А.Р. Лурия): При поражении височной области левого полушария интеллектуальные дефекты возникают вследствие нарушений модально-специфических факторов: слухоречевого гнозиса или слухоречевой памяти, - что ведет к вторичным нарушениям и вербально-логических, семантических операций. При теменно-затылочных очагах поражения первично страдает другой модально-специфический фактор - оптико-пространственный анализ и синтез, и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отношений.
-
При поражении премоторных отделов левого полушария нарушается фактор временной, динамической организации интеллектуальной деятельности, вследствие чего появляются интеллектуальные персеверации, штампы, стереотипы; распадается автоматизированность речевых «умственных действий», нарушается избирательность семантических связей. При поражении префронтальных отделов лобных долей мозгана фоне общей аспонтанности, адинамии страдают программирование и контроль за любой, в том числе и интеллектуальной, деятельностью при сохранности отдельных частных «умственных действий». Вэтих случаях в интеллектуальных нарушениях участвуют два фактора: фактор активации и фактор программирования и контроля.
-
Монография «Основы нейропсихологии» А.Р. Лурия: поражение префронтальных отделов лобных долей мозга ведет к дефектам программирования, к нарушениям регуляторного аспекта любой интеллектуальной деятельности (и наглядно-образной, и вербально-логической); поражение теменно-затылочных структур отражается на операциональном аспекте разных форм интеллектуальной деятельности, основанной на пространственном и «квазипространственном» анализе и синтезе.
-
Нарушение интеллектуальной деятельности в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: - доминирование левого полушария; - парциальное доминирование полушарий: левое полушарие принимает преимущественное участие в вербально-символических функциях вообще и в вербально-символических формах интеллектуальной деятельности в частности, а правое – в пространственно-синтетических); - пространственное, или наглядно-образное мышлениене может быть связано исключительно с правым полушарием, а вербально-логическое - только с левым полушарием. Роль глубоких подкорковых структур мозга в интеллектуальной деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.