Содержание
-
Общение как понимание
отношения носят субъект-субъектный характер;
восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий
-
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ -«социальная перцепция».
встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение).
-
механизмы социальной перцепции
эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
— способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга.
-
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.
-
Формы эмпатии
повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого;
переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек;
это сочувствие, сопереживание.
-
Механизм казуальной атрибуции
Военный – смелый;
Чиновник - взяточник;
Отличник – умный…
приписывание человеку определенных причин поведения.
(приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).
-
Аттракция - особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности.(чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки).
-
идентификация
в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая;
в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем.
-
Важную роль в социальной перцепции играет социальная рефлексия
самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей.
Какой Я? Зачем?
Что обо мне думают?
-
Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
— «я», каким я являюсь в действительности;— «я», каким я вижу самого себя;— «я», каким меня видит партнер по общению.
-
СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
Стереотип— это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Все люди – эгоисты.
-
Что влияет на формирование стереотипов?
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.
-
Проблема«идолов» Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.)
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения;
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы («эффект ореола», «эффект проекции», «эффект порядка», «эффект ложного обобщения»;
«Идолы рынка» - преклонение перед мнением великих. .
человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами;
уверенность в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.
-
«эффект ореола» мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
«Таня — хороший товарищ,
потому что она хорошо учится».
-
«эффект проекции» - приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.
«Приятно иметь дело с
симпатичным кроликом».
-
«эффект порядка»(или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения.
-
«эффект ложного обобщения» - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов.
«Все учителя злые».
-
http://www.myspace.com/donna_baby4u
http://interesting.crazys.info/2007/11/24/maskaradnye_kostumy.html
http://taxist.by/photo-6/10
http://mirsovetov.ru/a/housing/family/family-education.html
http://vicodinka.livejournal.com/1229542.html
http://ru.oleole.com/freestylefootball/photos/sort/discussed/perpage/100
http://www.world-art.ru/people.php?id=10019
http://finance.24karata.ru/imagepages/0081.php
http://content.foto.mail.ru/bk/www.natalia07/2418/i-2449.jpg
Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс профиль,
М., «Просвещение», 2009 г.
Интернет-ресурсы:
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.