Содержание
-
Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.
-
Продолжите следующие фразы: о мире физических явлений я знаю … о мире живых существ я знаю … о мире людей я знаю … о себе я знаю … я знаю, как пользоваться … я знаю, как применить … Раскройте и конкретизируйте суждение: «Я знаю, откуда берется само знание».
-
1. Познание чувственное и рациональное.
ЗНАНИЯ о предметах, их свойствах и полезных для человека функциях (что такое?) о способах и правилах деятельности (как пользоваться?) это результат познавательной деятельности людей, то есть познания
-
Познание:
может быть непроизвольным или специально организованным познавательным процессом; всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания); бывает чувственным или рациональным.
-
Чувственное познание
объект ощущение отражение отдельных свойств предмета представление чувственный образ предметов и явлений восприятие целостное отражение предмета, образ предмета
-
На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют: особенности наших органов чувств; индивидуальный опыт; культурно-исторический опыт.
-
Рациональное познание
объект мыслительные операции понятие суждение умозаключение
-
«Логика, скорее, служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины» «Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том, и в другом правит разум. Ведь само искусство постановки эксперимента и пользования опытом покоится на точных основаниях» «Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеет обыкновение пользоваться геометрия, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого» «В нашей способности замечать сходства и различия, соответствия и несоответствия различных предметов и заключаются все операции ума. Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность, все, значит, сводится к ощущению»
-
Доказательство состоит из тезиса – суждения, истинность которого надо доказать, и аргументов – суждений, которые используются при доказательстве тезиса. Пример 1.Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует непрерывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно большие умственные и физические возможности, чем их сверстники. Пример 2. Все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства. все сыновья – потомки все потомки – наследники ____________________ все сыновья – наследники
-
2. Истина и ее критерии. Абсолютная и относительная истины.
Задание:Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что человек верит.
-
Возможно ли обретение истины?
Истина – достоверное правильное знание и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения истинного знания; агностики («агностицизм» в переводе с греческого – недоступный познанию) отрицали возможность обретения истинного знания
-
Критерии истины
Знание истинно лишь тогда, когда оно непротиворечиво, логически стройно, то есть согласовано с имеющейся системой взглядов Признание истинным того, что полезно для человека Главный критерий – практика – и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент
-
Объективна ли истина?
Протагор: «Что каждому кажется, то и достоверно» Аристотель: отрицал такое мнение, существует объективная истина, независимая от произвола людей, их пристрастий и интересов
-
Задание:Какие из перечисленных ниже суждений верны? Обоснуйте ваш выбор. Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта. Истина объективна, если она оставляет нас спокойными, не вызывает споров и страстей. Объективных истин не бывает, так как без человека нет познания, а человек всегда привносит свое отношение к познаваемому предмету. Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.
-
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина: несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание Относительная истина: Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем неполное, ограниченное знание, то есть относительную истину.
-
Будет ли истинным знание: «Сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180º»? Будет ли истинным знание: «Наполеон умер 5 мая 1821 года»?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.