Презентация на тему "Социальное познание"

Презентация: Социальное познание
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, которая представит вниманию школьников такой предмет, как социальное познание. Что это такое, чем занимается эта наука и для чего она нужна - все это учащиеся узнают из данной работы.

Краткое содержание

  • Материальный мир
  • Комплекс дисциплин, изучающих общество
  • Субъективизм
  • Принципы научного познания
  • Конкретно-исторический подход
  • Сбор социальных фактов

Содержание

  • Презентация: Социальное познание
    Слайд 1

    Социальное познание

    Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания, Лицей№7, г. Саяногорск

  • Слайд 2

    Материальный мир =

    • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
    • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
    • Естественнонаучное познание
    • Социальное познание
    • НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
    • природа
    • общество
  • Слайд 3

    комплекс дисциплин, объектом которых является общество

  • Слайд 4

    Социальное познание

    Ч

    общество СУБЪЕКТИВИЗМ

  • Слайд 5

    Принципы научного познания

  • Слайд 6

    КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    • Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и особенное
    • Изучать общественные явления в многообразных связях и развитии
    • ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
    • Конкретная страна, конкретные условия, определённое время
    • КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
  • Слайд 7

    Познание общества начинается с восприятия социальных фактов

    Факт (лат.faktum- сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление; то, что существует, происходит или происходило

    • ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ от учёного не зависят
    • НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом

    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !

  • Слайд 8

    Сбор социальных фактов

    • Как учёный обществовед работает с фактами?

    Интерпретация

    Систематизация и отбор

    Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )

    Оценка факта-собственное отношение + или –

    «НЕ выносить приговор, а понять»

    • НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!
Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока в 10 классе «Социальное познание»

§25 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой

План:

1. Общее и особенное в социальном познании

2. Какие науки изучают общество?

3. Принципы социального познания. Понятие «социальный факт»

4. Конкретно-исторический метод изучения социальных фактов.

5. Систематизация и интерпретация фактов

Социальное познание есть познание общества, а естествознание есть познание природы. Природа и общество- взаимосвязанные и взаимодействующие части материального мира. Следовательно, естествознание и обществознание- есть две ипостаси научного познания. (слайд 1)

На втором слайде представлена таблица «Социальные науки -комплекс дисциплин, объектом которых является общество» Данный слайд даёт представление об общественных науках, изучающих общество

Далее, даём характеристику социального познания, указывая на его общие с естествознанием черты и называем его отличительные особенности. Таблица переносится в тетради учащихся.(слайд 4)

Далее обсуждаем принципы социального познания и работаем с понятием «конкретно-исторический подход» (5,6 слайды)

Познание общества начинается с восприятия социальных фактов, вводим понятие «социальный факт» (слайд 7)

Обращаем внимание учащихся: Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать! Далее показываем, какие этапы в своей деятельности проходит учёный обществовед. (слайд 8)

Закрепляем!

1) В чем состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным? Чем отличается объективность естественно-научного, социального и гуманитарного знания?
2) Можно ли отождествить факт социальной науки с событием, с тем, что случилось в жизни?
3) В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
4) Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
5) Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?

Подумаем!

1. Современный философ П. Бергер, имея в виду зависимость прессы от расстановки общественных сил, писал: «У кого длиннее палка, у того и больше шансов навязать свои представления обществу». Согласны ли вы с таким представлением?
2. Существует мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Стоит ли обсуждать то, что могло бы быть, если бы этого не случилось? Являются ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами? Поясните свой ответ.
3. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
4. Известна притча о двух работниках. На вопрос, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», а другой: «Строю храм». Можно ли сказать, что одно из высказываний истинно, а другое ложно? Аргументируйте свой ответ.
5. Немецкий философ У. Дильтей считал, что понять — «значит пережить лично». Согласны ли вы с этим? Может ли человек понять то, что сам не пережил? И всегда ли лично пережитое понятно?
6. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.
7. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего: — на то, что более всего бросается в глаза; — на то, что отличает жизнь туземцев от нашей; — на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

Учитель обществознания и истории Сафонова Н.С., Лицей №7, г. Саяногорск, Республика Хакасия

Конспект урока в 10 классе «Социальное познание»

§25 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой

План:

1. Общее и особенное в социальном познании

2. Какие науки изучают общество?

3. Принципы социального познания. Понятие «социальный факт»

4. Конкретно-исторический метод изучения социальных фактов.

5. Систематизация и интерпретация фактов

Социальное познание есть познание общества, а естествознание есть познание природы. Природа и общество- взаимосвязанные и взаимодействующие части материального мира. Следовательно, естествознание и обществознание- есть две ипостаси научного познания. (слайд 1)

На втором слайде представлена таблица «Социальные науки -комплекс дисциплин, объектом которых является общество» Данный слайд даёт представление об общественных науках, изучающих общество

Далее, даём характеристику социального познания, указывая на его общие с естествознанием черты и называем его отличительные особенности. Таблица переносится в тетради учащихся.(слайд 4)

Далее обсуждаем принципы социального познания и работаем с понятием «конкретно-исторический подход» (5,6 слайды)

Познание общества начинается с восприятия социальных фактов, вводим понятие «социальный факт» (слайд 7)

Обращаем внимание учащихся: Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать! Далее показываем, какие этапы в своей деятельности проходит учёный обществовед. (слайд 8)

Закрепляем!

1) В чем состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным? Чем отличается объективность естественно-научного, социального и гуманитарного знания?
2) Можно ли отождествить факт социальной науки с событием, с тем, что случилось в жизни?
3) В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
4) Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
5) Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?

Подумаем!

1. Современный философ П. Бергер, имея в виду зависимость прессы от расстановки общественных сил, писал: «У кого длиннее палка, у того и больше шансов навязать свои представления обществу». Согласны ли вы с таким представлением?
2. Существует мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Стоит ли обсуждать то, что могло бы быть, если бы этого не случилось? Являются ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами? Поясните свой ответ.
3. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
4. Известна притча о двух работниках. На вопрос, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», а другой: «Строю храм». Можно ли сказать, что одно из высказываний истинно, а другое ложно? Аргументируйте свой ответ.
5. Немецкий философ У. Дильтей считал, что понять — «значит пережить лично». Согласны ли вы с этим? Может ли человек понять то, что сам не пережил? И всегда ли лично пережитое понятно?
6. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.
7. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего: — на то, что более всего бросается в глаза; — на то, что отличает жизнь туземцев от нашей; — на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

Учитель обществознания и истории Сафонова Н.С., Лицей №7, г. Саяногорск, Республика Хакасия

Скачать конспект

Сообщить об ошибке