Содержание
-
Требования к результатам обучения ФГОС общего образования и интерактивные методы
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МПГУ Несмелова Марина Леонидовна
-
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Из ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мая 2012 года №413
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Распоряжение правительства РФ от 07.09.2010 г. №1507-р
-
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС - это совокупность требований к: результату освоения основных образовательных программ ООП; структуре ООП; условиям реализации стандарта. 1 Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС : формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активная учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 2
-
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Ориентация ФГОС не на содержание образования (отсутствие дидактических единиц), а на требования к результатам освоения обучающимися ООП: личностным; метапредметным; предметным. 3 Переход от «знаниевого» к компетентностному подходу («готовность…» «способность…»)
-
знание и понимание – теоретические знания составляющие когнитивный компонент; знание, как действовать – практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, составляющие функциональный компонент; знание, как быть – ценностные и мотивационные ориентации как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте, входящие в личностный (ценностный) компонент. Европейский проект «TUNING» КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
-
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ЗНАНИЕВЫЙ ЗУНовский ≈ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ Составить маршрутный лист своего путешествия по европейским городам, в которых есть романские и готические соборы. Рассмотреть иллюстрации романских и готических соборов и определить характерные черты этих архитектурных стилей. Дать развернутый ответ на вопрос: «Назовите характерные черты романского и готического архитектурных стилей».
-
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Реализация ФГОС во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии. 7 Учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8 Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности. 6 Нацеленность на возрождение воспитательной составляющей образования: Ценностно-нормативная основа реализации ФГОС – «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; основная воспитательная цель ФГОС - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. 5 Личностно-ориентированный подход ФГОС: ориентация на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника»). 4
-
ЛИЧНОСТНЫЕ, направленные на развитие личностных качеств; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия; ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенныеобучающимися умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений, терминологию, ключевые понятия, методы и приемы. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП
-
УУД – «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания); Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование); Познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические); Коммуникативные (налаживание общения для решения учебных задач). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ → УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
-
ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ФГОС Классификация планируемых результатов обучения научно не обоснована (лишена общего основания); Метапредметная деятельность сводится к универсальной учебной (общеучебной) деятельности и не включает содержание; Как личностные и метапредметные результаты связаны учебными предметами (метапредметная (общеучебная) деятельность относится к процессу учения, а не к предметам, стоит параллельно предметной, независима от предметов)? Как учитель-предметник должен обеспечивать личностные и метапредметные результаты при изучении предмета? Как учитель-предметник должен оценивать результаты освоения метапредметной деятельности?
-
Скажи мне, я забуду.Покажи мне, я могу запомнить.Позволь мне сделать это,и это станет моим навсегда. Китайская пословица ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Важно научить удить рыбу, а не кормить рыбой все время. Японская поговорка
-
ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «interactive» (англ): «inter» - «между», «меж»; «active» (от «асt») - действовать, действие). взаимодействие учеников и учителя; сообучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве); прямое взаимодействие учащихся со своим опытом (не только учебным, школьным) и опытом своих друзей; моделирование реальных жизненных ситуаций. СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ организатор процесса обучения, лидер группы, фасилитатор (обеспечение успешной групповой коммуникации), помощник, создатель условий для инициативы учащихся. ПЕДАГОГ
-
ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ Национальный тренинговый центр (США, штат Мэриленд)- 80-е гг.
-
ТАКСОНОМИЯ БЛУМА группа американских психологов и педагогов под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума (1956 г.)
-
SWOT –анализ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
-
+и-
-
+и-
-
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЛОЖНОСТИ Внедряйте интерактивные методы постепенно («лучше меньше, да лучше»). Используйте сначала простые интерактивные методы (приемы), накопите опыт подобной работы. Помните: использование интерактивных методов - не самоцель, а лишь средство . Используйте такие методы (приемы), которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами. Мотивируйте учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для них случаев, проблем. На одном занятии используйте один - два (максимум) интерактивных метода, а не их калейдоскоп. Вырабатываете четкие критерии оценки эффективности занятия и учебной работы учеников. Используйте интерактивные методы для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с обучающимися.
-
СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Мотивация – 5% времени (2 минуты) Цель - сфокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. 2. Объявление прогнозируемых учебных результатов – 5% времени (2 минуты) Цель - обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т. е. того, чего они должны достичь в результате занятия и чего от них ожидают. 3. Предоставление необходимой информации – 10% времени (5 минут) Цель - дать обучающимся достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи (мини-лекция, чтение раздаточного материала, выполнение домашнего задания). 4.Интерактивное упражнение – 60% времени (30 минут) Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (инструктирование; разделение на группы и (или) распределение ролей и заданий; выполнение задания; презентация результатов выполнения задания). 5. Подведение итогов – 20% времени (10 минут) Цель - рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в будущем.
-
Определение прогнозируемых учебных результатов. Прогнозируемые результаты конкретизируют тему и разбивают ее на серию задач. По поводу знаний: Что я хочу, чтобы учащиеся знали в результате этого занятия? По поводу умений, навыков, опыта: Что я хочу, чтобы учащиеся умели в результате этого занятия? По поводу ценностей: К каким ценностям учащиеся должны выразить свое отношение в результате этого занятия? Каждый из трех заданных выше вопросов должен вылиться в 1-2 результата. Формулирование прогнозируемых результатов. «В результате этого занятия учащийся сможет объяснить, назвать, перечислить... (знания); сможет сделать... (умения, навыки, опыт), сможет высказать свое отношение к... (ценности, отношение)». ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ФГОС
-
Отбор наиболее важных учебных результатов. Главный критерий: к важным стоит отнести такие ожидаемые учебные результаты, которые наиболее всего пригодятся учащимся в реальной жизни. Ранжирование результатов поможет: определить, на что стоит потратить большую часть времени занятия, а что можно сделать достаточно быстро; принять решение, что стоит на этом занятии оценивать. Определение критериев оценивания. Сформулированные результаты, выбранные упражнения и методы позволят определить, что можно считать хорошим достижением выбранного результата, а что не очень. Выработка критериев оценивания нужна для: выставления оценок учащимся; оценивания успешности занятия; уточнения правил выполнения самого упражнения. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ФГОС
-
Первая строка – одно слово, центральное понятие темы. Обозначает объект или предмет, явление, имя о котором пойдет речь. Вторая строка – дваприлагательных, ассоциирующихся с главным понятием, характеризующих его. Третья строка – триглагола или деепричастия, объясняющие суть происходящих событий. Четвертая строка – оценка: фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме (можно крылатое выражение). Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, характеризующее сущность, выражающее личное отношение. Синквейн
-
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Современные, эффективные Планировать, применять, активизировать Не так страшен чёрт, как его малюют Способ взаимодействия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.