Содержание
-
Тамбов, 2018 Автор: воспитатель Ротманова Ольга Васильевна Первая квалификационная категория муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Мастер-класс «Экологические акции как средство успешного развития экологической культуры детей»
-
Актуальность темы
- На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. - Экологическое образование – это огромный потенциал их всестороннего развития. - Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установление взаимосвязи, обобщение -Познавательное развитие в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о свойствах о отношениях объектов окружающего мира.
-
Задачи экологического воспитания
Формирование общей культуры личности детей их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, ответственности ребенка Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи; Способствовать активизации коммуникативных навыков общения; Развитие речевой активности в процессе, активизация словарного запаса; Развивать познавательный интерес к природе; Способствовать формированию познавательно исследовательской деятельности у детей; Формировать представления о системном строении природы; Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы; Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры
-
Анализ опыта
- В программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова) отмечено, что нужно обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями, поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность; - Автор программы «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова отметила, что в последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и другие. Ученые перестали ограничиваться рассмотрением проблемы «организм-среда» и перешли к изучению проблемы «человек- природа».
-
Прогулки, походы, экскурсии, природоохранные акции Тематические беседы, труд в уголке природы, наблюдение за трудом взрослых в природе Формы работы по экологическому воспитанию Наблюдения, чтение художественной литературы
-
Что такое экологическая акция?Участники акций.
Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие.
-
Цель и задачи проведения экологических акций
Создание условий для формирования экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивостьразвивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
-
Объект экологической акции
-
Алгоритм проведения акций
цель (каждая акция имеет свою цель); задачи (выполняются общие и конкретные); объект (на что направлено – птицы, деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
-
1. Подготовительный этап: - составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели, периода, состава участников, условий; - готовится оборудование и материал, план мероприятий. Этапы
-
2.Познавательно- исследовательский этап (организационный) : - организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы; - решение логических, проблемных задач.
-
3. Этап практической деятельности : - изготовление плакатов в защиту объектов акции; - «экологическая почта»- переписка с объектами акции; - выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники; - выставка рисунков, книг - самоделок, газет, коллажей, фотовыставка
-
4. Аналитический - подведение итогов, - рефлексия. ( может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
-
Анкетирование родителей
-
Мероприятия по реализации проекта для детей от 3 до 4 лет
-
Мероприятия по реализации проекта для детей 4 до 5 лет
-
Мероприятия по реализации проекта для детей от 5 до 6 лет
-
Мероприятия по реализации проекта для детей от 6-7 лет
-
Структурные компоненты природоохранных акций
-
Предполагаемые результаты
Воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; Понимание детьми правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту; Создание на территории детского сада благоприятной среды Совершенствование уровня знаний экологической компетентности у родителей по теме проекта;
-
Результаты реализации проекта
Изучили педагогический опыт организации и проведении экологических акций, внедрили в работу с детьми эффективные методы и приемы по экологическому воспитанию; Познакомили детей с основами экологической безопасности; - Воспитали гуманное , бережное , заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; Освоение детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; Воспитали желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; Дети научились предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде
-
Выводы:
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что принимая участие в экологических акциях, у детей сформировался достаточно высокий уровень экологических представлений и правила экологической культуры Экологические акции, занятия, беседы, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, развивает у детей познавательный интерес к миру природы Родители заинтересовались темой экологического воспитания детей.
-
Используемые источники
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова, ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011г. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»-Детство-Пресс, СПБ. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. –СПб. :Мозаика-Синтез Рыжова Н. - Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми»- Воронеж 2007. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А., Крулехт М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с. www.redstarph.ru.gazeta@1sentember.ru http://ipk.68edu.ru/forum/viewforum.php?f=36форум
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.