Содержание
-
МДОУ детский сад №3 «Елочка»
Познавательный проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность) Выполнила воспитатель группы «Колокольчик» Мосина Марина Геннадьевна
-
Актуальность
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Проект позволит: Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
-
Цели и задачи
Цель проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. Задачи проекта: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; - Знакомить с различными свойствами веществ; - Развивать представления об основных физических явлениях ; - Развивать представления детей о некоторых факторах среды; - Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. - Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; - Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
-
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
-
Виды эксперементов
Случайные (на прогулке или в уголке природы) Плановые (на выраженном объекте, примере)
-
Структура эксперимента:
Осознание того, что хочешь узнать; Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов; Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов; фиксирование результатов, анализ полученных данных; Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
-
Совместная деятельность взрослого с детьми является основой в опытно экспериментальной деятельности.
-
Важно поддерживать интерес
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
-
Опыты с водой особо любимы детьми
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей.
-
Изучение собственного тела
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
-
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая: Создание проблемной ситуации. Поиск возможных решений. Прогноз результата эксперимента. Проверка возможных решений, исходя из данных. Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки. Обобщение
-
Свои знания дети закрепляют
В изодеятельности В дидактических играх
-
Доверительное общение
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
-
Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты: Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
-
Спасибо за внимание
-
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 3.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 4.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. 5.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. 6. Интернет ресурсы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.