Содержание
-
Департамент образования города МосквыГосударственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение«Педагогический колледж № 15»
Выполнила: студентка группы ЗД-304 Некрасова Анна Николаевна Научный руководитель: преподаватель, к. п.н. Крылова О. Ю. Выпускная квалификационная работа«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Москва, 2016
-
Актуальность работы
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ является основой успешного умственного и физического, эстетического воспитания. Именно в период раннего детства формирование всех психических функций происходит «вокруг восприятия, через восприятие, и с помощью восприятия ». Именно поэтому ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. 2
-
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверитьусловия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста Предмет исследования: дидактические игры как условия формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 3
-
Задачи
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования 2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте 3.Выявить эффективные педагогические условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 4.Подобрать серию дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах величины, формы и цвета у детей раннего возраста. 5.Сделать выводы по теме исследования Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что если разработать систему использования дидактических игр, то они окажут эффективное влияние на процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 4
-
Методы исследования
Анализ психолого-педагогической, методической литературы Наблюдение ,беседы (с детьми, с воспитателями, с родителями), анкетирование, опытно-экспериментальная работа Количественная и качественная обработка полученных результатов. 5
-
База исследования
МАДОУ д/с комбинированного вида «Реченька» г. Ступино (20 человек детей в возрасте 2-3 лет) 6
-
Психолого-педагогические аспекты формирования эталонных представлений у детей 2-3 лет.
Понятие «сенсорный» (от лат. sensus – ощущение, чувство) В психологии понятие «сенсорика» рассматривается как система психических явлений,обеспечивающих определенный уровень познания субъектом окружающей действительности через ощущения. «Сенсорные эталоны» определяется как выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов,которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Этапы усвоения сенсорных эталонов: 1. Предэталонный– при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов, а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. 7
-
Значение дидактической игры в развитии ребенка 2-3 лет.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. 1.Умственное воспитание: дидактическая игра развивает самостоятельность мышления,сенсорные способности,активизирует речевое развитие, стимулирует любознательность (Н.Ф.Губанова) 2. Нравственное воспитание В процессе дидактической игры формируется бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. 3.Эстетическое воспитание Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. 4. Трудовое воспитание Дидактическая игра позволяет вызвать интерес и уважение к труду людей 5. Физическое воспитание «Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует напряжения нервной системы. В процессе игры развивается мелкая мускулатура рук» (А.К.Бондаренко) 8
-
Влияние дидактических игр на формирование представлений о форме, цвете, величине.
С.Л.Новоселова отмечает,что богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе дидактические игрушки. Когда ребенок играет, он приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. «Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов, различные окраски предметов. 9
-
Опытно- экспериментальная работа
Этапы исследования: *констатирующий –определение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей раннего возраста *формирующий-опытная работа по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр *контрольный –обработка результатов, выводы по работе 10
-
Констатирующий этап
11
-
12
-
Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов (форма)
13 13
-
Уровень сформированности сенсорных эталонов у детей ( на первом этапе работы)
14
-
Опытно- экспериментальная работана формирующем этапе
15
-
Педагогические условия
Поддерживать у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей. Помогать ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений. Поощрять познавательную деятельность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми переживать чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям. Развивать общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества. 16
-
Этапы работы
1 этап. Формирование сенсорных эталонов формы 2 этап. Формирование сенсорных эталонов цвета 3 этап. Формирование сенсорных эталонов величины 16 17
-
Дидактические игры
18 18
-
Организация и проведение работы с детьми 19
-
Результаты детей в области сенсорных эталонов величины на контрольном этапе
20
-
Результаты детей в области Сенсорных эталонов цвета на контрольном этапе
21
-
Результаты детей в области сенсорных эталонов формы на контрольном этапе
22
-
Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов у детей после проведения работы
23
-
Сравнительный анализ уровней сформированности представлений о сенсорных эталонах на контрольном этапе
24
-
Заключение
Анализ показал важность и необходимость развития представлений детей о сенсорных эталонах величины, цвета и формы детей раннего возраста. Ученые выделяли основные этапы: 1. Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов, а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. для успешной социализации ребенка была проведена работа: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, использования дидактических игр во второй половине дня, использование индивидуальной формы работы. Мы считаем эффективными педагогические условия: использование словесных методов при проведении дидактических игр, использование игровых методов и приемов. В целом исследование показало, что система работы по подобранной серии игр приводит к большим сдвигам в развитии представлений о сенсорных эталонах. В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая нами гипотеза. 25
-
Департамент образования города МосквыГосударственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение«Педагогический колледж № 15»
Выполнила: студентка группы ЗД-304 Некрасова Анна Николаевна Научный руководитель: преподаватель, к. п.н. Крылова О. Ю. Выпускная квалификационная работа«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Москва, 2016
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.