Содержание
-
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУНШ «Перспектива» г.Сургута
Духо́вно-нра́вственноевоспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей Латочкина Елена Вениаминовна, учитель хореографии, МБОУНШ «Перспектива» г.Сургута
-
Актуальность
Духовность - невидимая, но главная сущность человека. Цель жизни человека - познание природы и самого себя. Самопознание равнозначно постижению истины. Без прошлого нет будущего. Нам необходимо представление о себе, о своих предках, о народных традициях. Народная культура, обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, музыкальное и устное творчество и есть наши духовные ценности, способные объединить прошлое, настоящее и будущее, изучение которого способствует формированию уважения у молодого поколения к историческому и культурному наследию народов России. В обществе всё сильнее ощущается утрата духовных, нравственно - этических понятий народа, а народная культура это огромный пласт воспитания, дающий молодому поколению необходимую энергию для жизни, сила, помогающая ребёнку в решении возникающих задач и достижении поставленной цели.
-
Проблема
1.Недостаточный уровень форсированности духовно-нравственных ценностей учащихся. 2. Необходимость воспитания человека высокой духовной культуры.
-
Цель
воспитание образованной, культурно - развитой и творчески активной личности, интересующейся историческим и культурным наследием России, стремящейся к сохранению духовного наследия своего народа.
-
Задачи
Развивающие: развить интерес к изучению культурного наследия и народных традиций России (промыслы, обряды, праздники, быт, танцы, музыкальный фольклор, сказки, народные песни в обработке композиторов); развить художественные способности детей через создание музыкально- театрализованной программы, обращение к вокально-хоровому, танцевальному, театральному видам искусств. Обучающие: обучить основным навыкам сольного и хорового пения; научить применять пластические и танцевальные движения в работе над созданием сценического (художественного) образа; изучить основные элементы народной хореографии; изучить возможности прочтения подлинно русских традиций, а также народной музыки в современных обработках. Воспитательные: сформировать уважительное отношение к историческим и культурным ценностям русского народа; создать атмосферу взаимопомощи и ответственности за общее дело; Здоровьесберегающие: создать условия для успешного самораскрытия и самореализации учащихся путем моделирования ситуации успеха; сформировать бережное отношение к своему здоровью и голосу; Мотивационные: привить любовь и уважение к народному русскому творчеству. поставить ребёнка в позицию активного сотворчества.
-
-
Оценивание детей
Оценивание детей, участвующих в реализации проекта осуществлялось на основе разработанной психолого-педагогической системы по трёхбалльной шкале. В результате, проводимой психолого-педагогической деятельности в рамках проекта, обозначилась динамика развития по выделенным нами критериям: обучение навыкам сольного и хорового пения, умение применять пластические и танцевальные движения в работе над созданием сценического (художественного) образа, изучение элементов народной хореографии, понимание взаимосвязи между содержанием и изобразительными средствами произведения, знания русского народного творчества ( Приложение № 1-3) следующим образом: - Низкий уровень детей к концу внедрения проекта сократился на 60% - Высокий уровень увеличился на 88%. В данной группе обнаружены значимые результаты в освоении навыков сольного и хорового пения, знании народной культуры, русского народного творчества, и изучении основных элементов неродной хореографии.
-
Результат
1. Личностное и осмысленное отношение к народному фольклору и культуре России. Воспитание чувства гордости через изучение народных традиций. 2. Повышение мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению русского творчества. 3. Повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности. 5. Желание показать, поделиться своими знаниями со зрителями. 6. Повышение общей культуры и образованности учащихся.
-
Список литературы
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Художник РСФСР, Л., 1989 Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. –2001. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X –XX в. М., 1974. Выготский Г.С. Воображение и творчество в детском возрасте. АЗиЯ №1 1992. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 367 с.: ил. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (этюды) [Текст с нотами]: учеб. пособие для ВУЗОВ /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2004. – 230 с.: ил. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка М., 1981. Ершова А.П. М: НИИ художественного воспитания, 1990 г. Коп И. Основы сценического движения М. Искусство, 1970 г. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст]: Прак. пособие; 2-е изд. / М.Ф. Литвинова.- М.: Айрис ПРЕСС, Айрис дидактика, 2004.- 192с Русский фольклор в современных образовательных структурах [Текст]: Сборник статей и метод. материалов / сост. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 102 с. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М., 1990. Причитания. – Л., 1960. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1998. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1999. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994. Румнев И. О пантомиме. М Искусство, 1964. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство М., Просвещение 1984.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.