Содержание
-
Формирование толерантности в семье как задача педагогического воспитания.
-
Актуальность:
Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.
-
Значение семьи
Семья это живая, постоянно меняющаяся система. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная опора с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
-
Организация и совершенствование работы с семьей - это важное направление повышения эффективности воспитательной работы с детьми.
-
Исследованиепричин неврозов детей выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.
-
Модель толерантного отношения в семье
На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” данная категория детей отвечают: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.».
-
Конфликты между детьми и родителями.
Не признание за ребенком право: на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов,быть самим собой, отличаться от родителей таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Желание взрослых подчинить ребенка своим требованиям Безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Отказ взрослых от монополии «знания истины», где «истина» всегда находится на стороне родителей, а «ошибки» делают дети.
-
К чему приводит конфликт
к дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. к снижению социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, способность совместно решать возникающие вопросы, к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие - отклонения в поведении различного характера. негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
-
Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми , на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
-
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
-
Как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей
Толерантность - понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.
-
1 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых
способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом.
-
2 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых
Сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью - как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.
-
3 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых
Совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.
-
В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.,в статье 1, п. 1.2.
«Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…».
-
Значимость толерантности для воспитания подрастающего поколения
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее.
-
Основная аксиома педагогикиК.Д. Ушинского
«Личность формируется личностью, а характер - характером»
-
Педагогическая мысль выработала собственное понимание толерантной сферы как гуманистического образовательного идеала
включает в себя любовь к человеку, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в его уважении и понимании, создание условий для свободной жизнедеятельности.
-
Воспитание ребенка и его семьи - это психолого-педагогическое сопровождение событий семейной жизни.
Жизнь семьи состоит из множества различных событий, которые ее члены воспринимают по-своему, каким-либо образом относятся к ним и принимают решения в соответствии с происходящими событиями. Должны учитывать событийный ряд, который происходил в семье до момента ее встречи с педагогами и психологами.
-
Принципы успешного решения задач воспитания толерантности во взаимоотношенияхдетей и их родителей :
1. Принцип субъектности 2. Принцип адекватности 3. Принцип индивидуализации 4. Принцип рефлексивной позиции 5. Принцип создания толерантной среды
-
Принцип субъектности
требует опоры на активность членов семьи, стимулирования их самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
-
Условиями реализации принципа субъектности
добровольность включения семьи в ту или иную деятельность; доверие семье в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого члена семьи к самовоспитанию толерантности; учет интересов членов семьи, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
-
В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
Нужно опираться на активную позицию членов семьи, их самостоятельность и инициативу; в общении между членами семьи должно доминировать уважительное отношение к друг к другу; специалист должен не только воспитывать толерантность, но и сам обладать ею; он должен защищать интересы семьи и помогать ей в решении актуальных проблем;
-
Принцип адекватности
Требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными членами семьи.
-
Условиями реализации принципа адекватности
соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в ближайшем социуме; реализация параллельного действия на семью и ребенка; ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
-
В практической деятельности специалистов этот принцип отражается в следующих правилах:
Процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений школа не должна замыкать воспитательную работу с семьей в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума; все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
-
Принцип индивидуализации
предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка и членов его семьи; предоставление возможности каждому члену семьи для самореализации и самораскрытия.
-
Условиями реализации принципа индивидуализации
мониторинг изменений толерантного сознания у членов семьи; учет индивидуальных качеств каждого члена семьи, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности; предоставление возможности самостоятельного выбора средств общения друг с другом.
-
В практической деятельности принцип индивидуализации реализуется в следующих правилах:
работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы, включающего каждого ее членом; осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией о семье;
-
Принцип рефлексивной позиции
предполагает ориентацию на формирование у детей и их родителей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
-
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
стимулирование проведения детьми и их родителями самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями; самооценка своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими и членами своей семьи в дальнейшем; стимулирование самопознания детей и их родителей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
-
В практической деятельности принцип рефлекции реализуется в следующих правилах:
проблемы отношений детей и их родителей надо решать с детьми и родителями, а не за них; члены семьи должны добиваться успеха в своих отношениях только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
-
Принцип создания толерантной среды
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.
-
Условия реализации принципа создания толерантной среды :
принятии общих правил отношений, единых для всех членов семьи; предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения; формировании позитивного отношения к творчеству
-
В практической деятельности принцип создания толерантной среды реализуется в следующих правилах:
необходимо реально уважать мнение детей и их родителей, а не играть в уважение к ним; каждый в семье должен быть творцом отношений и новых дел; толерантный специалист воспитывает толерантных членов семьи и учащихся.
-
Рассмотренные принципы являются общими, лежащими в основе процедуры психологического консультирования как одного из средств воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и родителей
-
Вывод
Воспитание и формирование толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых зависит от самых разнообразных факторов, таких как тип семьи, представительство в семье разных поколений, возраст детей, социальный статус семьи, ближайшее окружение семьи, проблемы, имеющиеся в семье. И от того будет складываться работа специалиста. При воспитании толерантности детей в семье надо учитывать отношения друг другу всех членов семьи, особенно отношения между отцом и матерью, т.к. эти отношения играют огромную роль для подражания и складывания дальнейшей их жизни. Жизнь родителей без конфликтов равняется жизнью детей без конфликтов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.