Содержание
-
Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС
О.Б. Даутова, д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб. АППО 26 марта 2015 г
-
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом 1 требование - урок направлен (что выражается в содержании, формах, методах, средствах, технологиях) на получение предметных, метапредметных и личностных результатов
-
Информация Современный ребенок немыслим без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и Интернет. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. 2 требование – урок направлен на развитие целостной картины мира
-
3 требование – урок является ценностно-ориентированным
Ценностную содержательность знание обретает лишь в процедурах: сопереживания, вчувствования, деятельной сопричастности, личностного участия в событийной процессуальности истории, науки, искусства, религии, – культуры в полном смысле этого слова.
-
-
-
4 требование – на уроке реализуется системно-деятельностный подход
Потребность Мотив Задача Цель Условие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИЯ Предметное содержание Структурные элементы Реализация деятельностного подхода (Леонтьев А.Н.)
-
(Леонтьев А.Н.)
-
Основной акцент – деятельность ученика
-
Учебно-познавательная деятельность
это деятельность ученика, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных учебных действий; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.
-
5 требование – урок направлен на развитие ученика
-
Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб
Ощущение затруднения Осознание проблемы Критическое осмысление проблемы Проверка гипотезы (действие) Выдвижение гипотезы
-
Чтение Слушание 10% Прочитанного 10% Услышанного Определять, Перечислять, описывать, пояснять Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат, образец Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за конкретным действием Демонстрировать, Применять, выполнять 20% Увиденного 30% Услышанного 50% увиденного и услышанного 50% сказанного или написанного 90% сказанного или написанного по поводу их действия Участие в дискуссии Выступление с речью Театрализованное выступление Имитация реальной деятельности Выполнение ролевого действия Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Люди запоминают: В результате люди способны: Уровень абстракции Конус опыта (Э. Дейл)
-
При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо:
осуществить целеполагание на основе отбора УУД, осуществить отбор содержания урока в соответствии с задачами организации УПД школьника, обеспечивая ему успешность, подготовить информационно-образовательную среду, продумать организацию всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.
-
-
-
-
Образовательная ситуация
в качестве единицы учебной деятельности выделяется образовательная ситуация, которая осознается и формулируется учеником самостоятельно (или с помощью педагога) как учебная задача, отражающая личностные и предметные цели, для выполнения которых школьник сам или с помощью учителя выбирает временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы, что создает предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника в познавательную или самообразовательную деятельность
-
Прием «Кто точнее?». Даутова О.Б.
Цель: научить школьников точно формулировать учебную цель. 1 шаг: формулирование цели. Задание: соревнование кто точнее сформулирует цель?
-
-
Прием «Алгоритм». Даутова О.Б.
Цель: научить школьников алгоритмично формулировать учебную цель и проектировать свою деятельность. 1 шаг: формулирование цели. 2 шаг: определение своих действий. 3 шаг: определение предполагаемых результатов. Как я это смогу замерить/оценить? 4 шаг: определение критериев.
-
-
Информационный ресурс 2. Проектирование и планирование реш. учебной задачи Рефлексия Коммуникация Проектирование 5. Оценивание себя как субъекта УПД Понимание 3. Решение учебной задачи 4. Оценивание результата УПД 1. Принятие образовательной /учебной ситуации Коммуникаци-онный ресурс Технологический ресурс Учитель Ученик
-
Включение школьника в процедуры проектирования
включение в учебную деятельность исследовательских практик, «социальных проб» способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения освоение школьниками приемов и способов проектирования и построения разнообразных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной
-
Понимание
форма взаимодействия между предметной заданностью понимаемого содержания (учебного материала) и учеником как интерпретатором с целью постижения или порождения смысла. Понимание предполагает владение учеником умениями интерпретации, умениями вести диалог, выстраивать коммуникацию, способность к самопониманию.
-
Включение обучающегося в процедуру понимания
ПОНИМАНИЕ Информация учебника Разница взглядов Сопоста- вление идей Дополнительные источники
-
Коммуникация
процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией; общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.
-
Включение обучающегося в процедуру коммуникации
Визуа- лизация Верба- лизация Обратная связь Позици- онирование Только те идеи станут важными, которые переработаны в образы Дискуссии, прямой монолог, диалог, обратный монолог Взаимообмен информацией содержатель- ного и эмоциональ- ного плана Невербальное сопровождение коммуникации, отношения, связи
-
Рефлексия
способность делать себя предметом собственной учебно-познавательной деятельности и мышления, постоянно управлять собственным развитием на все более глубокой и широкой основе; основана на включении в учебный процесс личностно-значимых проблем, направленных на понимание мира, Других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности. Рефлексия предполагает умение оценить свою деятельность, себя и свое состояние, способность к самоанализу и самоконтролю.
-
Включение школьника в процедуры рефлексии
Предметная (что я делал?) Процессуальная (как я делал?) Ценностная (для чего я это делал?) Личностная рефлексия
-
-
-
В чем проявляется рефлексия на уроке?
-
Содержательная рефлексия
Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
-
Личностная рефлексия
Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
-
Прием «Плюс - Минус - Интересно»(Автор Эдвард де Боно, 1968)
-
Технологическое обеспечение на уроке
Сколько технологий учитель может использовать на уроке? Если больше одной в течение 45 минут, то, что мы называем технологией?
-
Технологии
-
-
Возможности урока по ФГОС
1. Переход к нелинейной системе обучения 2. Целостные процесс обучения: интеграция учебной, внеурочной и внешкольной деятельности школьника 3. Реализация сетевых программ
-
Что меняется?
Традиция - было Инновация -ФГОС
-
-
В.В. Спиваковский
-
В.В. Спиваковский
-
Культурная практика
Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Является основной педагогической единицей внеурочной деятельности.
-
Социальная практика
основная педагогическая единица внешкольной деятельности, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося.
-
Рекомендуюпрочитать!
Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы
-
Наиболее интересные разработки представлены на следующих сайтах:
http://mcko.ru/courses/ — Московский центр качества образования. http://rcokoit.ru/ — Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий. http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/otsenka-obrazovatelnyih-rezultatov/ — программа введения новых форм оценки образовательных (неакадемических) результатов в образовательных учреждениях Томской области в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
-
Источники:
Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Научно-методические материалы/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 149 с. (9, 3 п.л.) Даутова, О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: , 2010. – 300 с. (20 п.л.)
-
https://plus.google.com/u/0/communities/100228695020029008212 - Творческая лаборатория учителей-новаторов по ФГОС ООО –приглашаем в сообщество! – руководитель Даутова О.Б.
-
e-mail: anninskaja@mail.ru Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.