Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад «Звездочка» г. Аркадак
Обобщение педагогического опыта по теме: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор» Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Кирсанова Галина Александровна
-
Актуальность темы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость.Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей.
-
В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
-
Работу начала с анкетирования родителей:
Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.
-
Цель работы:формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях. 2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями. 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
-
Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:
1. Историческое прошлое России и русского народа. 2. Устное народное творчество. 3. Народные праздники и традиции. 4. Народные промыслы.
-
В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
-
Приобщая детей к истокам русской народной культуры
1. Учитываю возрастные особенности детей. 2. Доступность материала. 3. Постепенность его усложнения.
-
Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудован уголок. В нем собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: висит люлька, чугунок ,ухват. На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки, утюги.
В уголке провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек.
-
Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудован уголок.
-
В младшей группе добавляю знакомство с русскими народными игрушками, сказки, пословицы, поговорки, игры с матрешкой.
-
Свою работу я провожу по перспективному плану:
В младшей группе использую потешки, загадки, колыбельные песенки, игры с пальчиками ,ручками. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей. В средней группе добавляю народные игры, сказки, пословицы, поговорки. В старшем дошкольном возрасте использую скороговорки, провожу экскурсии.
-
Провожу занятия по изодеятельности, на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы:
-
-
-
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: «Весна пришла», «Праздник русского платка», «Масленица».
-
Праздник «Широкая масленица»
-
На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещётках, погремушках, свистульках, дудках.
-
-
-
При изучении русской народной сказки, часто инсценируем эту сказку.
-
Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: активное участие родители приняли в проекте «Русский кокошник».
-
Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.