Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Снегурочка»
«Проблемы преемственности детского сада и школы Пути решения и перспективы работы» Разработчики: С.Д. Павлова, методист Е.Г. Руснак, заместитель заведующего по ВМР г. Салехард, 2017 г.
-
«Проблемы преемственности детского сада и школыПути решения и перспективы работы»
Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
-
Проблемы непрерывного образования
Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между входными и выходными требованиями детского сада и школы. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
-
Нормативные документы для реализации преемственности
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования от 17.11.2013 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ).
-
Содержание преемственности
Целевой компонент – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития. Содержательный компонент – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Технологический компонент – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения детей. Психологический компонент – совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей. Управленческое и структурно – организационное направление определяет необходимость общего руководства учебно-воспитательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.
-
Основанием для осуществления преемственности
Учет состояния здоровья и физического развития детей Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности Уровень развития умственных и нравственных способностей детей Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
-
Проблемы преемственности и пути их решения
Проблема 1. Непосредственное взаимодействие педагогов ДОУ и МОУ ограничено. Не определены общие цели работы педагогов ДОУ и МОУ. Решение. Разработка совместных мероприятий дошкольных и школьных педагогов, с целью обеспечения непрерывного образования детей Проблема 2. С одной стороны недостаточная информированность педагогов ДОУ о школьных программах, с другой – о дошкольных программах. Решение. 1) Организация постоянно действующих курсов по изучению программ. 2) Методическое пособие (своеобразный навигатор по программам). Проблема 3. Завышенные требования к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий). Решение. Разработка и планирование совместных мероприятий, отражающих возрастные особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Проблема 4. Мониторинг ДОУ по готовности детей к школе в настоящее время недостаточно информативен. Решение. Привлечение родителей к участию в создании портфолио ребенка, как получение дополнительной информации о достижениях ребенка. Проблема 5. Разногласия между ДОУ и МОУ в оценке мотивационной готовности детей к обучению в школе. Решение. Выбор методики соответствующей требованиям школы. Проблема 6. Технологии обучения в ДОУ и МОУ: - ДОУ использует в практике систему классно-урочного обучения. - МОУ не использует в практике игровые технологии обучения. Решение. Например, использование метода проектов с учетом школьных программ в ДОУ; пропаганда использования игровых технологий в школе.
-
Сотрудничество с МБОУ СОШ №2
Наш детский сад сотрудничает с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2». Вначале каждого учебного года мы заключаем соглашение по обеспечению преемственности, составляем план работы по организации преемственности между МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка» и МБОУ СОШ № 2. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно: Методическая работа Работа с родителями Работа с детьми
-
Методическая работа осуществляется через проведение экскурсий, бесед, проекта «Скоро, в школу!» психолого-логопедического сопровождения семей воспитанников с проблемами в речевом развитии и познавательной сфере в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе. Психологическая готовность ребёнка к школе. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе. Экскурсии включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
-
Осенью и весной проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 52,5% детей, средний уровень у 33,2 %детей, низкий уровень - 14,3 %.
-
Важным фактором в преемственности детского сада и школы является здоровьесохранная деятельность. Цели, которые мы поставили перед собой: сохранение и укрепление здоровья детей; формирование потребности в здоровом образе жизни. Задачи здоровьесохранной деятельности: Организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитанников, школьников и педагогов. Смягчение адаптационных периодов. Активизация жизнедеятельности детей средствами физической подготовки. Профилактика заболеваний. Сотрудничество со специалистами здравоохранения. Просветительская работа.
-
Перспективы работы по проблеме преемственности
Использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации. Обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
-
Литература:АншуковаЕ.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.